50 лет в отрасли. Интервью с Исламом Гусейновым, Председателем Ассоциации переработчиков молока Азербайджанской Республики

Источник: The DairyNews
В 218 году исполняется 50 лет как Ислам Гусейнов 50 лет в молочной отрасли. Не правда ли достойны уважения срок! Специально для The DairyNews г-н Гусейнов рассказал о поддержке отрасли со стороны государства и о своих достижениях,
50 лет в отрасли. Интервью с Исламом Гусейновым, Председателем Ассоциации переработчиков молока Азербайджанской Республики

DN: Почему Вы решили заниматься именно молоком?

ИГ: В молочной отрасли я работаю с 1970 года. До этого учился в спецшколе сыроделия и маслоделия. В этом году мне исполнится 65 лет. Но будет еще один юбилей – 50 лет в мясной и молочной отрасли, куда я пришел со школьной скамьи и нахожусь по сей день. В связи с этим меня пригласили на выставку и вручили диплом за долголетний стаж в этой области.

Моя сестра в 60-х годах закончила спецшколу по специальности «Лаборант», а потом работала по специальности и много рассказывала про свою работу. Получается, что она была семейным основоположником. После 8-го класса я тоже пошел в эту спецшколу, где учился 2 года. Мы и учились, и проходили практику – нам доставляли фермерское молоко по 10-15 фляг, это 300-500 кг. После спецшколы, в 17 лет, я пошел работать на городской молочный завод. Работал на цехе фасовки с оборудованием Tetra Pak, помните, была треугольная упаковка. В 1972 году поступил в азербайджанский филиал Московского пищевого института.

В 1974 году призвали в армию. После службы я вернулся обратно на завод. В 1978 году повысили до должности «Старший мастер молочного участка», в это время я учился в Ставропольском молочном институте заочно. Тут неожиданно мне предлагают работать в Минторг, где я проработал 8 лет в Госторгинспекции. К этому времени мы больше не проверяли, а помогали молочному производству. В итоге меня прикрепили к моему заводу председателем по госприемке. Я хорошо знал этот завод, часто помогал на производстве. В этот момент директора завода повысили, и место предложили мне. Мы установили новые линии производства, старались усовершенствовать. 

В 1990 году мне предложили работу в Министерстве сельского хозяйства ведущим специалистом, где я занимался не только молочным направлением, но и мясным. В 1994 году направили директором маслохолодбазы, которую необходимо было восстановить. В итоге функционировали маслоцех, сырцех, сыр рассольных сыров, колбасный и творожные цеха. Госкомимущество забрало производство, которое я не успел приватизировать. Но я не бросил заниматься молоком, открыл молочный цех, который прославился производством национальных продуктов. 

В 2001 году меня избрали президентом Ассоциации молочных переработчиков. Это негосударственная организация, в которой участвовало около 40 человек. В данный момент я продолжаю заниматься молочной отраслью. Я запатентовал национальный азербайджанский продукт довга (ВНИМИ, Ставрополь, 2003), пастеризация довги – моя заслуга. Довга – это кисломолочный продукт, с большим добавлением зелени. Я являюсь автором нескольких видов продукции, например, айрана газированного с наполнителем. 


DN: Как сейчас развивается молочная перерабатывающая молочная промышленность в Азербайджане?

ИГ: Скажу откровенно, что после развала Советского Союза никто не занимался большим производством. Сейчас заметен прогресс - президент занимается развитием молочной отрасли. С этого года планируется завоз 50 тысяч голов молочного скота. Сейчас идет активная работа по развитию специалистов. Открывается очень много шаблонных предприятий. С сырной отраслью слабовато, маслопромышленность немного развивается. Консервная промышленность тоже понемногу увеличивается – был один завод по производству сгущенки, сейчас уже 3. 

Президент поддерживает отрасль, а это значит, что жить она будет.

DN: Существует ли такая мера поддержки как субсидирование?

ИГ: Существует 50% субсидии по закупке скота, по лизингу. Нарастают субсидии по производству молока, ведь раньше были очень смешные цифры - 1500 л. на голову. Да, такое было. Была ручная дойка, такие виды коров, которые давали по 5000-6000 литров. 

Открылись крупные фермы от 500 до 1500 голов, до 2010 года таких ферм не было. Сейчас мы планируем развитие завода для детского питания. 

DN: Какие еще виды поддержки предоставляет государство?

ИГ: На молоко НДС нет, на землю – тоже нет. Государство пытается возвращать людей в сельское хозяйство. Мы видим, что молодые ребята идут в отрасль. Специалисты в Республике есть. Фермеров государство поддерживает – на каждого теленка выделяется эквивалент 3500 рублей.

DN: Сколько стоит теленок?

ИГ: Если он стоит 2000 евро, часть государством возвращается. Плюс трехлетняя страховка на каждую корову.

DN: Насколько реально люди готовы инвестировать в производство свои собственные средства?

ИГ: Я на выставке «Молочная и мясная индустрия» встретил своего земляка, хозяин которого «при деньгах», очень любит твердые сыры и сейчас закупает оборудование у итальянской фирмы. 

Также встретили партнеров из Росмаш, которые видят, что у азербайджанцев есть желание открыть новые фермы, открыть место работы, выпускать экологически чистые продукты. В Азербайджане новые заводы, очень современные, развиваются и даже импортируют свою продукцию за границу. Наш президент дал задачу сделать продукты под брендом «Made in Azerbaijan». 

И надеюсь, что с помощью г-на Харитонова я смогу вывести стерилизованную довгу на рынки других стран. Скажу честно, когда я впервые выставил довгу и айран на дегустацию в Адлере в 2003 году, они заняли первые места. Мы начинали производство с 5 кг, сегодня производство в день составляет 50-60 тонн. У меня собрана монография по довге, я нашел в литературе, что впервые она начала упоминаться в XII веке. Раньше наши животноводы, которые пасли скот по горам, собирали съедобную зелень на склонах и добавляли ее в молоко.

DN: Какие задачи ставятся в настоящее время перед Ассоциацией переработчиков молока?

ИГ: В 2001 году ассоциация была организована, но до 2007 года не была зарегистрирована. Американская программа была завершена, мы пытались своими силами арендовать офис. Но в настоящее время нет Ассоциации как таковой. Мы несколько раз поднимали данный вопрос перед министерством сельского хозяйства, но решения никакого больше не было. 

Сейчас ко мне, как к опытному специалисту, обращаются многие люди и я всем помогаю собственными силами.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью