21.10.2015

Комментарий эксперта

Андрей Дахнович, коммерческий директор компании "Фудленд"
Андрей Дахнович, коммерческий директор компании "Фудленд":
DN: Как Вы оцениваете вероятность введения изменений в техрегламент, касающихся маркировки молочной продукции о содержании в ней пальмового масла? Поможет ли это в борьбе с фальсификатом? 

А.Д.: Считаю, что состав продукта, в том числе и наличие заменителя молочного жира (насколько я понимаю, в техрегламенте на молочную продукцию разрешено использование только этого компонента, никак не пальмового масла) должно быть отражено на этикетке в установленном порядке. При этом очередность идет от составляющих с большей массовой долей к составляющим с меньшей долей, что вполне естественно. 

 Если говорить о том, какая информация должна быть выделена на этикетке, то в первую очередь− название продукта. Именно оно в подавляющем большинстве случаев должно подсказывать покупателю имеет ли данный продукт в своем составе замену молочного жира на жир немолочного происхождения или другие удешевляющие конечный продукт замены, например, пониженное содержание молочного белка и т.д. 

Во вторую очередь− вес нетто, который для большинства классических продуктов должен быть стандартизирован. 

 Сливочное масло − 100гр, 200гр, 250гр, 500гр и т.д. 
Питьевые продукты − 100гр, 200гр, 300гр, 500гр, 1000гр, 1500гр, 2000гр и т.д. 
Сметана − 200гр, 350гр, 500гр и т.д. 

 В третью очередь − жирность молочного продукта, т.к. большинство молочных продуктов отличаются друг от друга именно этим параметром. 

 В четвертую очередь, я бы разрешил отражать на лицевой этикетке информацию, указывающую на то, в соответствии с каким гигиеническим стандартом производился продукт, т.е. какому уровню гигиены и пищевой безопасности соответствует предприятие, производящее пищевую продукцию, а именно HACCP. HACCP − это концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. 

Резюмируя вышесказанное, я предлагаю создать такие условия, при которых покупатель, подойдя к товарной полке магазина, будет в состоянии, абсолютно не тратя время на прочтение состава каждого из продуктов, понять что это за продукт, основные его характеристики, дорогой он или нет в своей категории и серьезное ли предприятие его произвело. 

Я считаю, что именно в такой последовательности необходимо расставлять приоритеты. Отображение на лицевой этикетке информации, связанной с наличием в продукте заменителя молочного жира является «пугалкой» для покупателя, что само по себе плохо. Ведь фальсификация продукции − это не наличие в ней немолочного жира, а сокрытие информации об истинном составе продукта. 

DN: Поможет ли эта инициатива в борьбе с фальсификатом? 

А.Д.: Соответственно, этот шаг, по-моему мнению, не является борьбой с фальсификацией. Фальсификацию я вижу в случае, когда продукт, не являющийся на 100% молочным, выдается за молочный. Соответственно сфальсифицировано название продукта и его состав. С подобными фактами необходимо бороться. 

DN: Какие органы, на Ваш взгляд, должны заниматься контролем исполнения техрегламента?

А.Д.: Фальсификацией продукции может заниматься как производитель, так и дистрибьютор, если речь идет о продукции в товарной, а не потребительской упаковке. Фальсификацией может заниматься и не ключевая (сетевая) розница, скажем, торговцы на рынках, в маленьких магазинах и палатках, конечно только если мы говорим о продукции в товарной упаковке. Во всех случаях страдает покупатель, поэтому бороться с фальсификатом должен в первую очередь Роспотребнадзор при поддержке следственных органов, прокуратуры, возможно вовлечение отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Важно, чтобы каждое выявленное нарушение доводилось до наказания виновного. В противном случае получится не борьба, а потворство фальсификаторов. 

DN: Может ли увеличение штрафа для производителей негативно повлиять на состояние перерабатывающей отрасли? 
 
А.Д.: Важно отметить, что отсутствие серьезных штрафов толкает честных производителей и дистрибьюторов заняться фальсификацией, чтобы не разориться, потому как не возможна конкуренция с фальсификаторами. Штрафы должны иметь прогрессивную шкалу, чтобы каждое следующее нарушение дороже обходилось нарушителю. Это справедливо по отношению к честным бизнесменам. А отрасль без нарушителей станет более здоровой. Продукты с удешевляющей их стоимость заменой будут находиться на одной части торговой полки и иметь свое название и цену продажи, 100% натуральные молочные продукты будут находиться на другой части торговой полки и будут продаваться за другие деньги. Будет порядок. И покупатель не станет мучиться перед покупкой, ведь сейчас боязнь ошибиться зачастую отворачивает потребителя от покупки. Вырастут ли цены на молочные продукты, если с полок уйдет фальсификат? Если и вырастут, то совсем не сильно, если мы говорим о стоимости продукции, которая не была сфальсифицирована, возможно на несколько процентов, скорее произойдет обычный рост цен на молочную продукцию в зимний период. А вместо фальсификата появятся продукты с заменой по цене ниже, чем был фальсификат, так что не богатый покупатель не останется без продукции.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью