03.02.2015

Комментарий эксперта

Андрей Яровой, член Правления ЗАО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат»
Андрей Яровой, член Правления ЗАО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат»:
Справедливости ради стоит отметить, что многое было сделано, из того за что боролись. Просили не устраивать пересортировку молока, которая допускает приписки, завышение сорта молока. Добились, чтобы была справедливая, одинаковая для первого и высшего сорта молока субсидия.

Но самое главное это принятие закона, который уравнял переработчиков и производителей молока по части субсидий, это заслуга не только Союза, но его представители принимали активное участие. Мы не могли поставить сырные или сушильные линии или пастеризатор, например, и претендовать на возврат ставки субсидирования и тем более компенсации части средств по кредиту. Сейчас это стало возможным, и это огромный прорыв.

Однако есть и нерешенные вопросы. Последние 2-3 месяца мы просили, чтобы наши кредиты субсидировали по ключевой ставке. Фактически решение по данному вопросу принято. Другое дело, что это не отменяет тех проблем, с которыми нам приходится сталкиваться. Я считаю, что если мы не поднимем пошлины на стратегические молочные продукты, на сыр, сухое молоко и масло, мы не сможем конкурировать с импортом. Раньше мы имели ставку 25%, планомерно снизили до 15 %, которая была заложена в уровень 2006 г., тогда она еще что-то решала.

Что касается правил ВТО… Как, например, не нарушая правил ВТО, мы можем остановить поставки продукции из Европы. Мы вероятно можем изменить некоторые пошлины по итогам нашего трехлетнего присутствия в ВТО. С таким вопросом к нам обращался Минэкономразвития, Минпромторг и Минсельхоз, только пока нет результатов. Вице-премьер сказал о том, что отечественного производителя будут защищать, но повышать пошлины не будут, потому что это все равно, что запретить нашим дворовым командам играть с «Реалом». Мотивация состоит в том, что мы должны думать не только о наших производителях, но и о тех, кто хочет прийти на наш рынок. Логика неясна. Образно, если нашим командам нужно играть с Реалом, то понятно, что мы проиграем. Давайте тогда определимся, какую часть рынка мы им отдадим, 70 % или весь рынок

Есть иллюзия, что курс рубля 80 евро защитит наш рынок. Сегодня я показал, что сейчас цена на молоко в ЕС составляет 22 евроцента до отмены квот и подписания Трансатлантического соглашения, когда американское молоко хлынет в Европу и цена еще снизится, чтобы не пришлось вырезать европейский скот. Цена будет примерно 22 цента, в соответствие с текущим курсом доллара, это будет примерно 14-18 руб. Европейский производитель не нагружен 10% ставкой, которая остается у нас даже при субсидировании 15 %. В Европе молоко покупают по 20 евроцентов и перерабатывают его в условиях ставки 2%, мы получаем молоко за 25, перерабатываем под 10 %. Это не конкуренция, это планомерное выталкивание нас с рынка.

Если мы не поднимем пошлины и не решим вопрос по квотам на поставки пальмового масла, мы не нарастим производство.

Что касается Белоруссии, заместитель министра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев отметил на заседании привел пример ЕС, где ничто не запрещает вывозить продукцию например из Германии в Голландию, только речь не об этом. В Евросоюзе на каждую страну выделяется квота на производство молочной продукции, которая субсидируется. Если объем произведенной продукции превышает квоту, страна не получает субсидии, поэтому страны ЕС производят ровное количество продукции. Мы также должны определить квоты в торговле с Белоруссией, не отменяя при этом свободного передвижения товаров. Или нужен иной уровень господдержки, иначе каждое лето у нас будет одинаковая ситуация, когда летом наше молоко падает, сельхозпроизводитель не получает денег, а российский рынок завален белорусской молочной продукцией. В Белоруссии великолепная молочная индустрия, они производят и перерабатывают около 6 млн т молока, это очень большой объем для страны с населением около 10 млн. чел. Белоруссии удалось нарастить такой объем производства за последние 10 лет, применяя планомерную, взвешенную политику в данном направлении. Мы же пишем, что производим 30 млн. т молока, однако на переработку поступает 14 млн. т

Съезд прошел хорошо, союз делает для отрасли много, результаты есть, но как сказал Грудинин, что-то власть слышит, что-то не слышит, на что-то она закрывает глаза.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью