Горячая тема
Трудности молочного экспорта
Комментарий эксперта
Денис Зюзин, генеральный директор ГК «Киприно»:
– К открытию китайского рынка все относятся положительно. Если это выгодно отечественным компаниям, которые производят мясо птицы, говядину и свинину, то надо работать, потому что животноводство тянет за собой производство кормов, значит, будет спрос на пшеницу, будет идти оборот в формате и покупки техники, создания новых рабочих мест для устойчивой экономики на предприятии. Что касается молочной продукции, ни для кого не секрет, что нас сегодня активно загружают белорусы. Так происходит потому, что у нас не хватает своей продукции, своего молока. С объемами производства, к сожалению, не все так хорошо, как хотелось бы. Даже если сегодня некоторые отечественные предприятия выпускают отдельные виды продукции в избытке – творог или сметану, то поставлять фреш на такие дальние расстояния они вряд ли смогут. Если говорить о поставках, то это как правило, пастеризованное молоко длительного хранения, сухое молоко или сухая сыворотка. Другой вопрос – как в Китае воспримут наш продукт, потому что жители этой страны привыкли к классическим сортам Гауды, сыра Эдам, на их рынке представлены сыры с белой и голубой плесенью. Если российские компании выйдут на уровень больших городов в Китае, где есть покупатель, за таких молочников можно только порадоваться. Но я думаю, что сегодня со сбытом и по сырам, и по маслу в России проблем нет – цены на масло растут, цены на сыры также приподнимаются.
Китайские предприниматели – особенные, с ними нужно уметь работать. Это и менталитет, и предпринимательские и личностные качества.
На текущий момент свою продукцию на экспорт мы не отправляем – влияет курсовая разница, она отражается на цене. За рубежом цены гораздо устойчивее.
В Китай мы экспортировать пока не планируем – на рынке внутри страны есть много свободных пятен. К тому же, на сегодня мы не выпускаем продукт, который был бы известен или понятен китайцам. Они привыкли к европейским сырам, там есть те сорта сыров, которые мы в России пока не производим. Китайская молодежь привыкла к западной культуре потребления и знает сыры европейского производства. Поэтому возможный экспорт я вижу только по молоку: сухому молоку и сыворотке длительного хранения, сливкам, сгущенному молоку. Полагаю, что для китайского рынка такие продукты будут более понятны.
Государство открывает границы и дает возможность, упрощает вопрос взаимодействия с китайским бизнесом. Все остальное – вопрос деловой активности предпринимателей.