07.12.2016

Комментарий эксперта

Дмитрий Матвеев, Председатель совета директоров Слактис (ЗАО «Великолукский молочный комбинат»)
Дмитрий Матвеев, Председатель совета директоров Слактис (ЗАО «Великолукский молочный комбинат»):
DN: Сколько составил объем производства сырого молока по итогам 3х кварталов текущего года?

Д.В.: Объем производства сырого молока по итогам 3-х кварталов 2016 года составил более 45 000 тонн. Если быть точным, то 45 135 тонн.

DN: Какую роль играет молочное животноводство в холдинге? Какую долю в выручке заняло молочное животноводство по итогам 2015 года?

Д.В.: Молочное животноводство – основное направление, его доля в выручке составляет более 70 %.

DN: Каковы планы на 2017 год? Планируется ли развитие сырьевой базы?

Д.В.: Да, планируется. По сравнению с 2015 годом, в 2016 году мы увеличили наше производство на 20 %. Это произошло не за счет увеличения поголовья, а за счет увеличения эффективности работы со стадом. В 2016-17 годах мы планируем построить 2 новых животноводческих комплекса на 4 300 голов каждый. Осуществятся ли эти планы, будет зависеть от нашего взаимодействия с банком. Но мы настроены серьезно, подготавливаем проект и рассчитываем на его успешную реализацию.

DN: Как, по-вашему, выгодно ли инвестировать в молочную отрасль?

Д.В.: Молочная отрасль – это не растениеводство, когда вы в один сезон, в один период, в один календарный год можете вложить свои средства, получить их обратно и даже зафиксировать прибыль. Если говорить о молочном животноводстве, это долгий процесс. Потому что вложения в эту отрасль, в лучшем случае, начнут приносить отдачу через 2,5 года. Именно такой срок – 2.5-3 года, - проходит от рождения телки до ее превращения в корову. К сожалению, на территории России мало успешных проектов в молочном животноводстве. Сейчас инвесторы все больше думают о свиноводстве и птицеводстве, потому что это быстроокупаемые деньги. А люди, которые вкладываются в молочное животноводство, так или иначе связанные с этой отраслью, имеют иной интерес, а не только сиюминутное получение прибыли. Мы инвестируем в молочное животноводство, потому что у нас есть конечный продукт, который мы выводим на рынок - сыр. У нас есть конечный потребитель. Мы понимаем, что для хорошего сыра нужно хорошее молоко, поэтому мы сами контролируем все процессы. Признаюсь, не думаю, что не будь у нас замкнутого цикла и глобальных планов, мы бы инвестировали в молочное животноводство.

Это очень рискованные инвестиции, гораздо безопаснее положить их в банк или вложить в недвижимость. Молочное животноводство – это вид бизнеса, который может не приносить доход, или вовсе оказаться убыточным. Но честно скажу: этим бизнесом заниматься можно, он может быть рентабельным. Но заниматься им нужно самому, вникая во все нюансы, тщательно контролируя каждую стадию производства, а не отдавать управление наемным менеджерам.

DN: Существует ли сегодня импортозамещение в молочной отрасли?

Д.В.: Считаю, что нет. Вопрос импортозамещения в молочном животноводстве не решается за один-два года. Сейчас на рынке правила игры нестабильные, они меняются каждый год. От этого большое количество инвесторов в отрасль и не приходит. Я полагаю, что молочная отрасль должна быть вынесена в отдельный проект, так как это долгоокупаемые инвестиции, следовательно, проект этот более денежноемкий. Что касается сыроделия, то на сегодняшний день оно в стране развивается плохо. Других продуктов - йогуртов, творога, кефира, сметаны, - на рынке очень много, конкуренция высокая. А в сыроделии это сейчас не так развито. Во-первых, потому что в России нет культуры употребления сыров. Мы потребляем как минимум в 3 раза меньше сыра, чем Европа. Это происходит и из-за качества продуктов, и потому, что сыр у нас воспринимается как ингредиент для бутерброда, а не как закуска, десерт, а также из-за однообразия выпускаемых сыров. Чтобы выпускать сыры уровня швейцарских, голландских, итальянских, нужно совершенно другое молоко, а его практически нет. От этого и нет серьезных инвесторов на рынке.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью