14.02.2013

Комментарий эксперта

Михаил Мищенко, главный редактор ИА DairyNews
Михаил Мищенко, главный редактор ИА DairyNews:
Точно ответить на вопрос, кто лоббирует соглашение о зоне свободной торговли между Новой Зеландией и Таможенным союзом, сложно. Но кто-то лоббирует. Это можно заявить, просто взглянув на торговый баланс между нашими странами: снижение или отмена таможенных пошлин не приносит ровным счетом никаких выгод нашей стране. 

На сегодняшний день торговый оборот между нашими странами перераспределяется в пользу России: мы поставляем в Новую Зеландию товаров на 228 млн. $, а Новая Зеландия в Россию - на 185 млн. $.

97% российского экспорта в эту страну приходятся на нефть и нефтепродукты. Еще Новая Зеландия покупает в России водку, металлы, оружие и удобрения. 

Доля России на новозеландском рынке нефти – 3,3 %. Я не думаю, что Новая Зеландия является крупным потребителем для российской нефти, потому что основными поставщиками являются те страны, которые находятся ближе к этой стране: Бруней, Саудовская Аравия, Малайзия и другие. 

Не думаю, что российское правительство видит в Новой Зеландии какой-то умопомрачительный рынок сбыта. Поставки каких товаров мы хотим увеличить?

А, вот, Новая Зеландия заинтересована в российском рынке. Давайте посмотрим, что это страна поставляет в Россию.


Основу новозеландского экспорта в Россию составляет продовольствие. В первую очередь, сливочное масло и мясо. 

Экспорт молочной продукции в Россию в общей сложности составляет около 86 млн. $. 

Почти по всем молочным позициям Новая Зеландия и близко не является лидером на российском рынке. СОМ Новая Зеландия поставляет в Россию мало – менее 2% российского рынка. Лидером по поставкам сухого обезжиренного молока у нас является Беларусь. Мы можем сделать вывод, что для Новой Зеландии это потенциально интересный рынок.  СЦМ – поставка Новой Зеландии в РФ в общем объеме в 2011 году была на сумму 16,6 млн. $. Немного, но ощутимо. Сыворотка – ее в Россию было экспортировано из Новой Зеландии на 70 млн $. Опять же – потенциальный рынок сбыта с хорошими возможностями. Сливочное масло - единственная позиция, по которой Новая Зеландия имеет ощутимое присутствие на российском рынке, и это порядка 26%. Беларусь занимает около 45% рынка. По остальным продуктам, в том числе и по сырам, есть достаточно большой потенциал. 

Вывод: таможенные преференции для Новой Зеландии выгодны российским импортерам мяса и молочной продукции, работающими с этим регионом, и, естественно, новозеландским поставщикам.

На мой взгляд российский рынок становится определенной ареной борьбы между двумя сильными молочными державами: это Беларусь и Новая Зеландия. Соответственно, в России существуют силы, которые с одной стороны заинтересованы поддерживать белорусский молочный рынок и импортировать биржевые молочные продукты оттуда. А есть противоборствующая сторона, которая представляет новозеландские компании. 

После подписания соглашения, если оно состоится, скорее всего, произойдет перераспределение рынка. Я не уверен на 100 %, что будет увеличение импорта молочных продуктов в Россию. Просто одни потеряют, а другие приобретут. То есть часть денег, которые сегодня уходят в Беларусь, будет уходить в Новую Зеландию. Это, что касается краткосрочных прогнозов. 

Вместе с тем, если говорить о долгосрочных перспективах, укрепление позиций новозеландских компаний, в частности компании Fonterra  на российском рынке, может в далеком будущем сыграть существенную негативную роль для молочного рынка России. Новая Зеландия никогда не будет инвестировать в молочную отрасль России в перспективе. Максимум - это организация фасовочных производств - новозеландская продукция будет поставляться в Россию и фасоваться под новозеландскими или российскими брендами. Дело в том, что объем производства сырого молока в Новой Зеландии настолько велик, что она заинтересована в том, чтобы реализовывать только свое молоко: в день на одного жителя Новой Зеландии производится 11 кг молока. Объем перепроизводства в этой стране такой большой, что Новая Зеландия никогда не будет инвестировать в развитие животноводческих комплексов на других территориях. 

Специально для ИА DairyNews
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью