13.04.2017

Комментарий эксперта

Андрей Зотов, консультант ООО "ВИТ Консалтинг"
Андрей Зотов, консультант ООО "ВИТ Консалтинг":

Кому нужен экспорт молочных продуктов и нужен ли вообще? Отвечая на вопрос можно сказать, как и всегда «кому война, а кому и мать ….!» Молочные российские предприятия здесь вообще ни при чём. Не к ним вопрос. Они всего лишь заложники стоимости сырья. В такой себестоимости экспорт не их песочница. Этот вопрос нужно адресовать только производителю молока. Экспорт молока подразумевает совершенно определённую методологию его производства, а именно: сезонное и пастбищное. И первое, и второе у нас не приветствуются.

«Нужен ли вообще экспорт?». Опрос показывает, 85% связывает экспорт с качеством и только 5% с себестоимостью. Видимо на сайте в своей массе производители. Вывод, отрасли экспорт не нужен. Правительству он нужен в качестве нового двигателя экономики в контексте падения цен на сырьё. Поэтому мы всё чаще будем слышать тосты про экспорт молока. Пока есть субсидии и дотации производителю молока экспорт не актуален, но есть тенденция. А тосты потому и тосты, что невозможно одновременно бороться и стремиться, оставим этот клинический случай без комментария. Стратегия и целеполагание эскортного производства молока вообще не сформулирована и не осмыслена.

На вопрос нужен ли экспорт? Есть простой ответ. Посмотрите на зерновой экспорт Юга России. Он дал платёжеспособный спрос техника продаётся, СЗР востребованы, земля в дефиците и уже сильно переоценена. Сельское хозяйство Юга выступает драйвером машиностроения, стимулирует потребление, платит налоги. Такой праздник жизни мы наблюдаем в радиусе примерно 500 км от портов, в которые стекается сырьевой продукт с низкой добавленной стоимостью: зерно и маслянка. Удалённые территории отсекаются стоимостью транспортировки первичного сырья, с удалённых материковых территорий экспортироваться может продукт с большей добавленной стоимостью шрот, меласса, гранулированный жом, масло. Это примерно зона Черноземья. А дальше на север огромное пространство от юга Московской области до юга Архангельской, где прохладно, влажно и длинный световой день, зерновые растут плохо, а трава хорошо. Территория создана для сезонного экспортного пастбищного производства молока. Пастбищные территории в Азиатской части: Западная Сибирь, Алтай, Южный Сахалин, Приморье, и как ни странно и даже Юг Камчатки. Эти территории могут экспортировать продукт с высокой добавленной стоимостью, производимый на пастбищах. 100 лет назад только Тобольская Губерния производила 1/6 мирового сливочного масла, факт исторический даже Президент в курсе.

Современный мировой экспорт молока, как бы мы к этому не относились, контролируется, смешно сказать, активом в 1.5 млн. га пастбищ и поголовьем 4.5 млн. не самых высокоудойных коров с продуктивностью 3000 – 4000л/год, работает без дотаций и с сезонным производством. Угадайте с трёх раз это кто? Правильно! Новая Зеландия со своей Фонтеррой и долей мирового рынка около 33%. Фонтерра – коллективный инструмент экспорта. Субъектом международной торговли молоком является фермер. Фермер отдаёт молоко в переработку Фонтерре по себестоимости и по закрытии финансового года получает доплату. У фермера складывается хорошая экономика и без дотаций себестоимость производства около 4 рублей, а цена реализации около 50 рублей. Из этого следует, если речь идёт о серьёзных объёмах экспорта в дальнее зарубежье придётся подтянуться до уровня себестоимости лидера. В экономике известны две опции в достижении паритета экспортных цен. Первая опция дёшево производить, вторая опция субсидировать экспорт. (Видимо обсуждаемое хеджирование рисков экспортёров и будет покрывать разницу в себестоимости издержек производства между глобальной и локальной ценой за счёт бюджета). Вторую опцию мы наблюдаем на примере Белоруссии. ЕС так же долгое время субсидировавший экспорт решил отменить квоты и субсидии в 2015 году. Рывок сезонно пастбищной Ирландии и просадка TMR ферм в остальной Европе лучшая тому иллюстрация.

Текущая парадигма развития отрасли сформулирована теми, кому российский экспорт не нужен в силу разных причин. Потому что ферма, ориентированная на производство дешёвого экспортного молока, кардинально ломает устоявшиеся товарно-денежные потоки поставщиков отрасли. Обнуляются программы поставки всех ведущих участников рынка оборудования, семян, генетики, вет. препаратов, премиксов. Моторного топлива итого нужно в 7 раз меньше. Ферма генерирует добавленную стоимость в рублёвых операционных расходах и не зависит от валютной составляющей производства. Естественно кому – то такое не понравиться. Производство без дотаций и субсидий вообще вызовет бурю эмоций, чуть ли не половина новостного контента сайта о дотациях и субсидиях так же оставим это без комментария.

В настоящем укладе производства молока в РФ блестяще реализована глобалистская схема при которой центр накопления капитала отрасли в руках того, кто воспроизводит технологию. То есть, он вне юрисдикции российской экономики. Мы не располагаем ни научным потенциалом, ни ресурсами, ни интенсивной генетикой, ни временем для создания отечественных высоких технологий в молочном животноводстве. Но из любой сложной ситуации есть простой креативный выход, что не раз находило подтверждение в нашей истории. Нужно просто следовать рекомендациям великих. Отто фон Бисмарк: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Речь о том, что у нас нет технологий, а у кого-то нет ресурса. Если задействовать доминантный географически локализованный на нашей территории ресурс, то к такому ассиметричному развороту экспортные рынки не готовы и технологии тут не помогут. Технологии покупаются, а ресурс либо он есть, либо его нет. У нашей экономики есть все основания вернуть себе законные 50% мирового рынка биржевых молочных продуктов, как было ровно 100 лет назад.

Сезонность молока так же вызывает необоснованные фобии переработчиков работающих в сегменте продуктов для ритейла. То молока много, то мало. Уже как несколько лет не фиксируется сезонность молока, с чем можно их поздравить. С одной стороны спрос упал до уровня зимнего минимума производства. А с другой стороны исчезла аборигенная генетика, выведенная в Российской Империи для экспортной отрасли, некого стало пасти. Их можно успокоить тем, что то молоко, которое уже есть, оно никуда не денется. Технологический уклад полностью переформатирован под TMR рацион с равномерными годовыми отёлами. На Юге иной сценарий просто не возможен. А если в нескором будущем и будет развиваться сезонное производство на экспорт, то эти объёмы их не затронут. Цена на молоко как формируется биржей Фонтерра так и будет. Перспектива экспорта настолько далёкая и туманная, что при этой жизни не произойдёт, если только на рынок не выйдут глобальные игроки.

Какой продукт может продаваться и кому? Естественно только В2В. Даже вожделенный будущий наш импортёр Китай и тот ставит своей стратегией удешевление производства молока. Те 500 человек на всю Россию, кто внимательно прочитал китайскую презентацию на сайте, могли увидеть, что импорт молока не входит в планы Китая, им нужен В2В товар на переработку. Наоборот стратегической целью является экспорт молока в Россию и Японию. В презентации говорится, что уже создаются предприятия с китайским капиталом на территории России, которые будут решать поставленные партией задачи. Вырисовывается такая картина мира, в которой Россия как бенефициар экспорта молока со своей территории отсутствует. Рассуждать о Китае как о рынке сбыта для российского сельхоз экспорта, значит игнорировать цели и задачи самого Китая. Не те люди китайцы кто за так отдаст рынок.

В целом, разговоры об экспорте разговорами и останутся, поскольку у России отсутствуют ветеринарные протоколы с ключевыми рынками. Хорошую логистическую перспективу, казалось бы, открывает рефрижераторная линия Орехово-Зуево – Далянь с выходом на Японию и Корею, но не сильно ошибусь, если предположу, что и с этими странами у РФ так же нет протоколов.

Радует следующее: в последнее время среди заказчиков появился ранее невиданный сегмент. Востребовано создание примитивных с низкой капитализацией ферм по схеме «трава-молоко - сыр – базар», работающих с весьма быстрым оборотом в премиум сегменте: утром трава, вечером кэш. Это тема ещё ждёт своей отдельной публикации. Здесь важно отметить новую точку роста, я бы назвал этот новый сегмент «неформальное молочное животноводство» в том смысле неформальное, что их представление о бизнесе не укладывается в общепринятый отраслевой стереотип. Обычно все спрашивают: «Столько у Вас стоит стойло-место?» Будто бы этот показатель подразумевает эффективность их будущего бизнеса, кроме тех, кто желает заработать на самой стройке конечно. Этих людей, прежде всего, интересует вопрос эффективности, так как строят на свои деньги. Им параллельны высокие технологии извлечения молока из коровы роботами, рекордные надои и прочий героизм животноводов. Ими движет простое здоровое чувство наживы. Придёт момент, рано или поздно соответствующие госструктуры выполнят своё домашнее задание и подпишут ветпротоколы, войдут в нужные соглашения о свободной торговле, откроют нам внешние рынки. И тогда именно эти люди будут первыми зарабатывать валюту. В Италии не редкость сыроварни с объёмом переработки 10 тон молока в день, которые экспортируют моцареллу в США. После введения санкций на поставки сыра из стран Балтии и Польши, что вовсе не стало фатальной трагедией для молочного животноводства этих стран, они заняли топовые места в списке экспортёров гальяты во Францию, Италию, Германию и Голландию.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью