29.11.2016

Комментарий эксперта

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка
Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка:
DN: Возможно ли, что молочная отрасль достигнет порогового значения Доктрины продовольственной безопасности?

ММ: Вообще, если мы проанализируем ситуацию в бывших странах Советского союза, то да. Если проанализируем ситуацию по росту производства молока без учета ЛПХ, то тоже да. Особенно если мы все это дело еще положим на сокращение потребления. Но нужно понимать, что для того, чтобы добиться Доктрины, к молочной отрасли невозможно применить те методы, которые мы использовали к птицеводству и свиноводству. Опыт показывает, что только благодаря развитию крупных хозяйств мы не сможем увеличить объем производства молока. И задача на сегодняшний момент – максимально эффективно использовать землю, которой в России очень много. Не только увеличивать надои на каждую голову, а увеличивать количество животных, что можно сделать, стимулируя развитие малого и среднего предпринимательства. И на сегодняшний день вертикаль складывается очень хорошо, опять же – с точки зрения сыроделия. Сыроделие как раз формирует емкость рынка, причем мелкие и средние производители могут делать сыры, соответственно, они могут обеспечивать себя молоком. Мало того: имея небольшое поголовье, они в состоянии работать «в плюс». Когда имеешь небольшое поголовье и отправляешь все молоко на чужое молокоперерабатывающее предприятие, то очень трудно работать «в плюс». Другие дело, если у тебя есть своя переработка – появляется более высокая добавленная стоимость, а следовательно возможность зарабатывать.

Так что все это возможно. И опять же, я как раз считаю, что мы идем в этом направлении. Единственный момент – это сроки. Мы не сможем сделать все очень быстро. Давайте обозначим 2025 год. Это нормальный срок для обеспечения 90-100% своего потребления. Вообще самообеспечение и продовольственная безопасность являются не самоцелью. Важно, чтобы мы не просто имели возможность закрыться, будучи полностью самообеспеченными. Необходимо, чтобы в случае каких-то непредвиденных политических или экономических ситуаций государство могло накормить население своими продуктами. А так нет необходимости производить продукцию, чтобы полностью ее потреблять. Если мы говорим про самообеспеченность, то все равно должны с учетом перспективы брать больше, планируя на экспорт. И это важный момент.

DN: Как государство может поддержать молочную отрасль, чтобы выполнить показатели Доктрины?

ММ: Государство должно сделать все возможное, чтобы молоко было востребованным. В этом случае тут же включаются экономические механизмы, которые позволяют производителям поставлять это молоко. То есть, конечно, важно таможенно-тарифное регулирование, когда покупатель имеет варианты: купить импортный продукт или отечественный. Тут, в первую очередь, должна быть сформирована емкость: это социальное питание. Важно понимать, что не только дешевая, но и качественная продукция должна поступать в социальные учреждения.

Далее – мы с Центром изучения молочного рынка затеяли сделать подсчет потребления молока в самолетах, авиакомпаниях. Просто посчитать, сколько молочной продукции в пересчете на сырое молоко потребляется в авиакомпаниях: Аэрофлот, Трансаэро, Бритиш Эйрвейс. И сейчас можно сказать, что российские авиакомпании не кормят своих потребителей молочными продуктами. А когда летишь рейсом, например, швейцарской авиалинии, то там на каждого пассажира приходится порядка 500 г сырого молока.

Второй момент, который нужно учитывать при поддержке, – государство может сформировать условия. Здесь нужно четко прорабатывать правила игры. Сегодня государство говорит: нам не хватает сырого молока. И все начинают вкладывать деньги в это производство. А любое увеличение объема производства сырого молока влияет только на одно – на снижение цены на сырое молоко. В итоге получается, что фермер, взяв кредиты, получив субсидии, инвестирует свои деньги в производство молока и тут же сталкивается с тем, что не может продать молоко по той цене, которую хотелось бы получить. При этом нужно понимать, что если его молоко будет дорогим, то из него будут производиться дорогие молочные продукты, которые не могут конкурировать с белорусскими и другими. Если его молоко будет дешевым, то он не сможет выживать, благодаря продаже по цене ниже себестоимости. Чтобы решить эту дилемму, необходимы экономические механизмы, которые позволят фермеру, с одной стороны, произвести необходимый объем молока, с другой стороны – произвести это молоко по такой цене, чтобы оно было конкурентоспособным, с третьей стороны, удержать себестоимость ниже цены. Здесь надо выстраивать сбалансированную цепочку рынка, а не твердить одно: давайте производить сырое молоко. Просто сырое молоко никому не нужно. Население должно быть обеспечено сыром, маслом, питьевым молоком, сметаной. А самообеспеченность сырым молоком касается конкретных предприятий.

DN: Является ли существующая господдержка эффективной?

ММ: Насколько я понимаю, Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития сейчас вообще говорят о том, что поддержка в том виде, в котором она существовала до этого, неэффективна. И мы видим, что так оно и есть. Следовательно, поддержка должна быть выстроена в другом формате, и государство должно его продумать. То же формирование интервенций… Нужно глубоко задуматься, как правильно это сделать, чтобы не испортить механизм.

Государству интересно, чтобы рос объем сырого молока и молочной продукции. То есть, чем больше человек произвел сырого молока и молочной продукции, тем больше государство должно дать ему денег. Но проверить это сложно. Почему бы не пойти по-другому? Чтобы производить сырое молоко, молочная отрасль должна развиваться. Следовательно, инвесторы должны вкладывать деньги. Если это случилось, если у инвестора уже существует производство, тогда государство может вернуть ему часть потраченных денег, и в таком случае механизм будет работать.

Очень интересна тема грантовой поддержки. С одной стороны, можно говорить, что государство выбрасывает деньги. Но грантовая поддержка легализует ЛПХ и позволяет людям просто становиться на ноги. Также, если мы говорим про поддержку, крайне важно задуматься о негативных моментах. Например, запрет на использование молока, произведенного в ЛПХ. Если мы производим молочную продукцию нелегально, то эту деятельность надо легализовывать. Тема легализации – очень важный момент. При этом должны быть сразу и определенные карательные санкции, и санкции, финансово стимулирующие. Поэтому двигаться нужно в направлении правильной комбинации форм контроля.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью