24.05.2017

Комментарий эксперта

Алексей Богданов, начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода РБ
Алексей Богданов, начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода РБ:

DN: Как Вы считаете, как поменяется структура мирового экспорта в ближайшие 5-7 лет? Какое место в ней будет занимать Беларусь?

- Я думаю, что Республика Беларусь сохранит те позиции, которые имеет сейчас. С учётом того, что все страны мира собираются прибавить в объеме производства молочных продуктов питания, Беларусь тоже будет наращивать свои объемы производства. На основе тех данных которыми мы обладаем, можно сказать, что мы сохраним третью позицию в мире по экспорту масла, экспорту сухой сыворотки, а также будем стараться сохранить позицию номер четыре по экспорту сыров. Мы действительно много денег вложили в переработку, недавно открыли два новых предприятия по производству сыра и надеемся, что этот дополнительный объем поможет нам эти позиции удержать. По сухому обезжиренному молоку тоже надеемся сохранить место в пятёрке мировых экспортеров, хотя мы прекрасно понимаем, что нам с нашей высокой себестоимостью производства сырого молока это будет непросто. Мы не южная страна, где корова может свободно выпасаться, необходимо животное обогреть, построить ферму. Конечно, стоимость сырого молока высока, не сравнима с той же Новой Зеландией, Уругваем или Аргентиной, где корову просто выпустили в поле, и не надо ей ничего дополнительно.

Кроме того, мы стараемся меньше торговать сырьем (которое на самом деле дорогое), мы стараемся как можно больше производить конечной продукции с высокой добавочной стоимостью. Это фасованная цельномолочная продукция, сметана, творог, различные сыры, йогурты. Мы стараемся, чтобы наш товар попадал именно на полку, чтобы он был узнаваем. Такую стратегию мы выработали для нашей страны и будем развивать объемы производства, развивать объемы переработки.


DN: Как Вы думаете какие пять стран наиболее интересны для экспорта?

-  В первую очередь - страны СНГ. Между странами СНГ действует договор о беспошлинной торговле. Поэтому в принципе, все страны которые входят в этот договор для нас интересны. Кроме этого мы видим большую перспективу в торговле с Китаем. В целом со странами юго-восточного региона, в первую очередь Вьетнамом - потому что у них экономический рост серьёзный, население становится всё более богатым и способным покупать дорогой продукт. Плюс у нас с ними зона свободной торговли, беспошлинный ввоз многих молочных товаров. Кроме того, нам очень интересен регион Персидского залива, где расположены богатые нефтяные страны. Те же Арабские эмираты, Саудовская Аравия и другие. В этом направлении мы прорываемся активно и сейчас проходим процесс сертификации.

Мы начали неплохо работать с Пакистаном. Большие надежды на Египет, потому что он скоро станет лидером на африканском континенте по экономическому росту и по потреблению. Логичнее сегодня налаживать связи с этой стороны.


DN: В Азии, особенно Китае, высокий уровень конкуренции. Как вы думаете, что нужно чтобы оставаться конкурентным?

- Там высокий уровень конкуренции не только брендовый, но и ценовой. Что самое интересное.

Объясню: цены на молочные продукты в Китае и в странах юго-восточной Азии ниже чем у нас, на территории ЕАЭС. Поэтому в первую очередь, чтобы там мы могли конкурировать, необходимо иметь низкую себестоимость. Необходимо вкладываться в процессы, которые позволят на ферме в первую очередь, а потом на переработке во вторую очередь, обеспечить низкий уровень затрат. Над этим мы постоянно работаем: необходимо повышать продуктивность дойных животных: доить не пять тысяч на корову, а выходить на уровень семь-восемь тысяч кг. И мы тогда сможем конкурировать по ценовому фактору.

Кроме того важен вопрос качества, оно должно быть на стабильно на высшем уровне. Это тоже у нас в Республике Беларусь как закон. Качество - это то, над чем работают. Очень четко выстроена система ветеринарно-санитарного контроля, от фермы до прилавка, на каждом этапе идёт контроль, отслеживается продукт, то, как он производится и т.д. Причём если обнаруживаются какие-то нарушения, то законодательство очень жёстко карает за них. 

Снижая себестоимость и повышая конкурентоспособность за счёт качества, мы способны выйти на эти рынки.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью