Горячая тема
Молочный кризис России и Беларуси: пути решения
Комментарий эксперта
Аркадий Пономарев, член аграрного комитета Госдумы РФ:
- Государство должно участвовать в регуляции отраслевых затрат. Прежде всего, фиксировать на приемлемом уровне тарифы естественных монополий, стоимость ГСМ. Иначе финансовые вливания без сокращения издержек в производственном секторе лишены смысла.
В пересмотре нуждается и принцип дотирования АПК. Нужно проанализировать себестоимость молока, слагаемые затрат на производство одного килограмма. В их числе состояние племенной и кормовой базы, обеспеченность стойловыми помещениями, оборудованием, маневренность оборотных средств для развития и т.д.... Тогда появится ясность, в каком сегменте на данный момент отставание и как корректировать господдержку.
При этом должен быть жесткий контроль за эффективностью освоения бюджетных средств. Государство должно понимать, какая отдача в виде достигнутых показателей на каждый вложенный рубль. А вложено в молочный сектор немало, только за последние 5 лет объем государственных инвестиций составил более 95 млрд рублей.
<…>
Стоит отметить, что помимо дофинансирования есть незатратный и, возможно, наиболее приемлемый на сегодняшний день подход. Это регулирование рынка готовой продукции.
Ведь в компетенции государства – закрыть предприятия, выпускающие фальсификат, пресечь контрабанду продуктов. У антимонопольной службы достаточно полномочий, чтобы упразднить диктат торговых сетей. При необходимости Россия умеет быть бескомпромиссной в отношении нечестных зарубежных партнеров. Примеры тому – эмбарго в отношении западных стран, блокада поставок сверх квот из Республики Беларусь. Зачастую, кстати, поставок некачественной и контрабандной продукции.
Мы видим, с каким накалом проходят переговоры о фиксации квот, о ценах, не ниже рыночных. Белорусская сторона вынуждена освобождать занятые на российском рынке позиции. Предельный объем поставок, например, сухого обезжиренного молока снизится для нее до 60 тыс. тонн против 120 тыс. тонн, поставленных в прошлом году.
Можем же, когда захотим, быть последовательными и убедительными!
Вот в этом и суть регулирующего воздействия: решительно защищать интересы страны, своих производителей от недобросовестной конкуренции, быть гарантом законности и порядка на продовольственном рынке.
И делать это нужно не от случая к случаю. Весь арсенал регулятивных мер должен исправно работать на достижении одной цели – баланса производства и потребления, импорта и экспорта продовольствия. Только в этом случае уйдут перекосы и перестанет лихорадить рынок.
<…>
Прежде всего государство должно разобраться с фальсификатом. Если ситуация по нему не изменится, никакие финансовые вливания отрасль не спасут.
Второе – защитить рынок квотированием поставок извне. Интересы России должны стоять выше коммерческих интересов отельных компаний, работающих на зарубежном сырье.
Третье – разобраться с внутренними финансовыми потоками. Таким образом перераспределить бюджет АПК, чтобы в первоочередном порядке поддержать наиболее проблемные направления – молочное животноводство, перерабатывающий сектр. Направления жестко взаимоувязаны, малейшее отставание одного приводит к значительному откату другого. Государство должно принимать самое деятельное участие в их судьбе.
Это те «пожарные» меры, которые позволят перенастроить молочный рынок на положительный тренд.