30.09.2016

Комментарий эксперта

Дарья Снитко, Начальник Центра Центр экономического прогнозирования «Газпромбанк» (Акционерное общество)
Дарья Снитко, Начальник Центра Центр экономического прогнозирования «Газпромбанк» (Акционерное общество):
DN: Как Вы оцениваете перспективы экспорта российской продукции АПК и молочного сегмента в частности?
- Перспективы АПК очень хорошие, причем уже есть успехи, например Россия еще в начале 21 века была импортером подсолнечного масла, теперь стабильный и крупный поставщик его на мировой рынок. Я полагаю есть перспективы у экспорта продукции птицеводства, в частности на этом поле уже достигнуты хорошие успехи - за 6 мес. 2016 вывезено 55 тыс тонн. Думаю, что уже в 2017 году Россия может стать нетто-экспортером мяса птицы, и это будет колоссальное достижение отрасли. Перспективны поставки свинины за рубеж, поскольку отрасль конкурентоспособна в текущих макроэкономических условиях для экспорта продукции, но пока разрешения на экспорт на ключевые рынки не получено, в том числе из-за проблем с распространением АЧС на территории страны. Потенциал молочной отрасли, пожалуй, пока не очевиден, поскольку даже не российском рынке позиции отечественных производителей не доминирующие, это перспектива пяти-восьми лет. Мне кажется, что наша страна обладает условиями для развития молочного сектора, в том числе частично и на экспорт, но для реализации этого потенциала потребуются огромные инвестиции в модернизацию технологий производства (выращивания молочного стада) и существенный протекционизм на рынке на старте проектов.

DN: Какие условия необходимы для реализации экспортной политики в сегменте молочной продукции, на Ваш взгляд?
- В чем конкурентные преимущества молочной отрасли России по сравнению с другими странами: потенциал внутреннего рынка, обилие ресурсов земли, относительная дешевизна энергии и рабочей силы (после девальвации). Следовательно, чтоб быть конкурентоспособными на мировом рынке, в молочной отрасли нужно использовать эти факторы по максимуму: развивать продажи на внутреннем рынке и полную переработку продукции молочной отрасли и отходов, использовать технологии пастбищного содержания скота по максимуму. Все это предполагает учет региональной российской специфики в технологиях кормопроизводства (больше местных кормовых культур в ингредиентах, работа по селекции адаптированных под российские условия рационов), содержания коров (в условиях холодных зим), развитие переработки или экспорта отходов молочной промышленности . Пока вся молочная политика сфокусирована на импортозамещении и обсуждении проблемы цен, которые позволят окупить проекты, основанные на импортных технологиях. Все это требует защиты рынка от конкуренции с импортом, и такой подход не позволит развиваться экспорту.

DN: Как Вы полагаете, какой опыт необходимо использовать государству для поддержки экспорта продукции АПК? Или перспективнее формировать собственную политику?
- Политика поддержки экспорта очень разнообразна в странах мира. Помимо денежного стимулирования, которое в России научились применять с успехом, существует очень много каналов продвижения товаров за рубеж. Это и обучение потребителей в странах-покупателях, поставки товаров по контрактам международных организаций, продвижение бренда страны в товарной категории, поддержка дистрибуции компаний за рубежом. Все эти способы работы с экспортным направлением могут использоваться в рамках политики по поддержке молочного рынка России.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью