28.12.2016

Комментарий эксперта

Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting
Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting:
DN: На Ваш взгляд, каким был 2016 год для молочной отрасли?

МП: Уходящий год для молочной отрасли был тяжелым – вместо ожидаемого роста экономики, продолжилось падение реальных доходов и сокращение покупательной способности населения, что отразилось и на спросе на молочные продукты.

Производители оказались в сложной ситуации, когда на фоне роста себестоимости продукции потребители сокращали объем покупок и делали свой выбор, ориентируясь, в первую очередь, на цену. Многие предприятия в погоне за снижением себестоимости пошли по пути замены молочного жира растительным, однако ответом на это стали публичные расследования и, в итоге, усиление регулирования в части маркировки продуктов.

Кроме того, многие инвесторы, изначально привлеченные ажиотажем импортозамещения, осознали ситуацию с молоком-сырьем и оценили реальные сроки окупаемости и риски молочной переработки, поэтому многие из анонсированных ранее инвестиционных проектов в этой области так и не были реализованы.

DN: С какими проблемами столкнулись участники отрасли в уходящем году?

МП: Ключевой проблемой отрасли был и остается недостаток и высокая стоимость молока-сырья. Кроме того, многие участники рынка столкнулись с нерегулярностью и сокращением объемов государственной поддержки, с одной стороны, и проблемами с кредитованием и привлечением денежных средств, с другой. И, конечно, сокращение потребительского спроса не добавило отрасли позитива.

DN: Появились ли новые возможности, на Ваш взгляд, в уходящем году, для развития молочной отрасли?

МП: Единственной позитивной тенденцией уходящего года можно назвать развитие фермерских хозяйств и некоторое увеличение объемов производимой ими продукции. Фермеры смогли занять освободившуюся после введения эмбарго нишу дорогих молочных продуктов, и в первую очередь, элитных сыров, а также убедить покупателей платить за килограмм русско-европейского сыра 3-4 тыс. рублей. Однако уже понятно, что выросшая маржинальность этого сегмента сделала его привлекательным и для небольших сырных заводов, и в следующем году они попытаются потеснить фермеров в «элитном» сегменте.

DN: Каковы ключевые результаты 2016 года для Вас лично и Вашей компании?

МП: Для меня уходящий год был интересным и динамичным. Важным этапом развития компании я считаю работу в рамках Торгово-промышленной палаты России, а самые интересные бизнес-проекты мы делаем с банками, которые кредитуют АПК-сектор, включая молочные предприятия.

DN: Каким, на Ваш взгляд, будет 2017 год для молочной отрасли?

МП: Я полагаю, что в 2017 году ситуация осложнится дальнейшими сокращением поголовья КРС и, соответственно, снижением объемов производимого молока-сырья. При этом многие производители молока сами займутся его переработкой и будут искать новые привлекательные сегменты, например, производство детских молочных продуктов. Кроме того, усилится регулирование в области использования растительных жиров и, с большой долей вероятности, сократятся объемы государственной поддержки производства молока.

DN: На чем бы Вы хотели сфокусироваться в следующем году?

МП: В 2017 году я планирую сфокусироваться на создании сырных брендов. В результате эмбарго и развития фермерского производства, сыр окончательно перешел в разряд премиальных продуктов, а это означает высокие требования не только к его качеству, но и к бренду, упаковке и даже процессу покупки. Так что, в этом сегменте есть широкое поле деятельности – с точки зрения креативных решений, упаковки и коммуникаций с потребителями.

DN: Ваши пожелания коллегам и участникам отрасли в будущем году?

МП: В наступающем году я хотела бы пожелать участникам отрасли найти новые ниши для развития, и, чтобы ни происходило, действовать проактивно.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью