01.12.2014

Комментарий эксперта

Евгения Уваркина, глава комиссии по вопросам АПК Общественной палаты РФ
Евгения Уваркина, глава комиссии по вопросам АПК Общественной палаты РФ:
У меня возникают сомнения, не было ли выступление министра искажено в прессе и в позднейших комментариях Владимира Лабинова. На открытии нового завода в Омске выступал местный депутат и другие представители региональных властей, которые сетовали на то, что крупные транснациональные компании не дают развиваться региональным предприятиям, обманывают производителей молока и занимаются фальсификацией продукции. На мой взгляд, здесь слышен крик конкретного регионального переработчика, который имеет влияние в данном регионе и ввел в предубеждение власти, и обвиняет в своих проблемах всех, но только не себя. Здесь наблюдается явный конфликт интересов, региональные переработчики жалуются на транснациональные компании, потому что они дают более высокую цену сельхозпредприятиям. На мой взгляд, данные комментарии были озвучены прессой именно со слов депутата из Омска.

Многим региональным компаниям сегодня сложно конкурировать по цене на сырое молоко с транснациональными компаниями. Это подтверждает закон бизнеса о том, что крупные компании сильнее. Но с другой стороны, это подтверждает, что сегодня транснациональные компании платят нормальные деньги сельхозтоваропроизводителям. Тем самым они конкурируют с региональными переработчиками, предоставляя лучшую цену производителям сырого молока. В то же время, в нашем портфеле есть и региональные игроки, у которых ценообразование схожее с ценами транснациональных компаний. Однако на сегодня ТНК в отличие от региональных компаний могут в нынешних непростых условиях предоставить значительно больше льгот для поставщиков сырого молока: авансы, покупка нетелей, оборудования и т.д. Я уже не говорю об обучающих курсах, которые они периодически устраивают. Другой вопрос, что производители не всегда ценят и используют возможности бесплатного обучения. Все это сказывается положительным образом на молочной отрасли в целом. ТНК сегодня заинтересованы в том, чтобы развивать поставщиков. У них в отличие от региональных компаний есть больше возможностей в плане финансовой поддержки. ТНК очень хорошо взаимодействуют с поставщиками сырого молока в плане поддержания их финансово и повышения культуры производства молока. Я знаю, что компания Danone сотрудничает в таком формате со Штефаном Дюрром, Гормолзаводом в Лисках.

Второй момент касается конкуренции транснациональных компаний с региональными переработчиками. Безусловно, когда компания объединяет до 20 заводов, расходы рассчитываются иначе. Это заставляет нас задуматься о том, что переработчики по всему миру поглощают небольшие заводы, чтобы быть конкурентоспособными. Поэтому говорить о том, что маленький региональный завод будет конкурентоспособен, наравне с большой федеральной компанией и транснациональной компанией невозможно. И поддерживать неконкурентоспособные предприятия со стороны государства неправильно.

Представители отрасли должны понимать, что объединения и укрупнения являются естественным процессом. Одни заводы будут наращивать мощности, будет происходить оптимизация процессов, что говорит об их эффективности. Например, немецкий молочный кооператив DMA, мощности заводов которого от 1 тыс. т. Другие заводы закрываются. Это происходит не только в молочной индустрии, но и в других отраслях. Это нормальный процесс, мощности одних заводов будут увеличиваться, соответственно другие заводы будут закрываться. Многие заводы, например, в странах Восточной Европы, превратились в молокоприемные пункты. Сетовать по этому поводу бессмысленно.

У нас в Липецкой области числится около 19 заводов, есть как развивающиеся предприятия, так и те, которые доживают свой век. И во всей видимости, такая ситуация о всех областях. Безусловно, важно, чтобы развивались и региональные предприятия, и компании федерального значения, однако логика развития такова, что небольшие региональные предприятия будут превращаться в молокоприемные пункты перед переработкой сырья на заводах с большей производительностью. Это нормальное явление.

Это мировые процессы, если мы будем им противостоять, у нас могут остаться только транснациональные компании. У нас есть два пути: либо региональные переработчики будут думать об интеграции с сельхозпредприятиями, и будут становиться сильнее и конкурентоспособнее, либо при существующем дефиците сырья будут проигрывать ТНК. И это беда не транснациональных компаний, а наших производителей и переработчиков, которые должны осознать силу объединения.

Модернизация заводов с увеличением мощности одних предприятий и сокращение других заводов – это естественный процесс. И это не несет собой ухудшение положения сельхозтоваропроизводителей. Напротив, у региональных и федеральных перерабатывающих предприятий, которые повышают свою эффективность, есть возможность покупать сырое молоко по более высокой цене.

Логично, что ТНК могут платить более высокую цену производителям по сравнению с региональными заводами. К сожалению, они иногда могут манипулировать ситуацией, но это делают и региональные игроки и особенно трейдеры. Трейдеры сегодня зарабатывают больше всех на рынке, не вкладывая деньги ни в переработку, ни в производство. И при этом никто не кричит, что трейдер является ненужным звеном и разрушает молочную отрасль.

Нам необходимо пересмотреть концепцию развития молочной отрасли. Для того чтобы сохранить региональные предприятия, они должны объединяться. Однако культура сотрудничества не выработана.

Например, Молвест значительно конкурентоспособнее по сравнению с небольшими региональными заводами. И чтобы конкурировать с таким игроком федерального значения, как Молвест, региональный завод будет увеличивать немолочную составляющую в своей продукции. Другой, более логичный путь, объединение с целью повышения конкурентоспособности с предприятиями, имеющими возможность перераспределять накладные расходы на больший объем переработанной продукции. Либо придется уходить в сторону производства менее качественной продукции официально (спреды и другие молокосодержащие продукты) или неофициально, то есть заниматься фальсификацией. И мы понимаем, что чем меньше завод, тем больше шансов у него это сделать в части контроля, рисков для предприятия. Крупному предприятию с этой точки зрения сложнее это фальсифицировать продукцию. Крупные компании меньше всего фальсифицируют, потому что они многое ставят на кон. Гораздо проще фальсифицировать продукцию какому-нибудь маленькому цеху по производству масла под брендом «Вологодское», которое таковым не является. Такой продукции у нас много, и ее очень сложно отследить.

Обвинение в том, что из-за ТНК мы уходим от потребления традиционных молочных продуктов (молоко, сметана, кефир, простокваша) в принципе верно, но мы сами должны воспитывать потребителя с помощью государственных программ. При помощи рекламы потребителя мотивируют переходить на высокомаржинальные продукты: йогурты, творожные продукты с наполнителями. Но это не фальсификация. Это продуманный маркетинг, в котором участвуют и региональные компании. Можно привести такой пример.30 лет назад мама отпускала свою дочь на дискотеку условно с 18 лет. Сегодня мы понимаем, что если мама будет запрещать дочке ходить на дискотеку в 15 лет, она может потерять девочку. Если мы будем запрещать производить такую продукцию с наполнителями, мы можем потерять российскую полку. Если российский производитель захочет купить эту продукцию, он купит импортный товар, пусть не европейский в условиях санкций, но, например, белорусский. Белоруссия быстро заполнит свои мощности переработки и с удовольствием поставит нам этот товар.

Потребитель хочет покупать эту продукцию, он в определенном смысле подсажен на нее. Но мы можем вкладывать деньги в государственную рекламу молока, как это делается в других странах. Чтобы наши дети привыкли пить молоко вместо соков и газированной воды, нужно прививать эту культуру с детства.

Поэтому обвинения транснациональных компаний в фальсификации просто несерьезно. К сожалению, на сегодняшний день транснациональные компании делают больше, чем кто-либо в части финансирования, разработки различных программ. Что касается манипуляций, если не будет прозрачного рынка, манипулировать будут все игроки, и транснациональные, и региональные. В условиях непрозрачного рынка не выполняют свои обязательства и условия контрактов и производители, и переработчики.

Такие громкие заявления о фальсификации просто вводят в заблуждение нашего потребителя. Пока мы критикуем друг друга и обвиняем в фальсификации, мы убиваем молочную индустрию. Может быть, у кого-то есть какие-то личные амбиции и обиды, но мы должны думать о конкурентоспособности в соответствие с мировым опытом, который демонстрирует успехи объединения и вертикальной интеграции.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью