24.03.2016

Комментарий эксперта

Максим Синельников, заместитель руководителя Исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации
Максим Синельников, заместитель руководителя Исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации:
МС: Как специалист в нормотворчестве, понимаю, что в условиях рыночной экономики нормативные документы и готовятся по-другому, и их содержание отличается, нежели в советские годы. Правила должны содержать минимально необходимые требования, которые будут выполняться участниками рынка, и не создавать проблем для развития отрасли или угрожать ее существованию. Нереализуемых требований быть не должно. Проверка любого проекта на реализуемость – первейшая задача.

Правила содержания крупного рогатого скота разрабатываются в развитие поправок в закон о ветеринарии, которые были внесены в июле 2015 года. На протяжении ряда лет, по мнению Минюста, Минсельхоз не обладал достаточными полномочиями для разработки такого рода правил. Поэтому возникла необходимость внесения изменений в закон «О ветеринарии». Так практически 25 лет мы жили в условиях рынка по правилам, разработанным еще в Советском Союзе. Более того, эти унаследованные правила оказались устаревшими, в какой-то части нереализуемыми, поэтому правила были, но их никто не соблюдал, потому что это невозможно.

Например, в правилах установлены строительные нормы, которые к ветеринарии отношения не имеют. Или установлены требования к расстоянию между объектами содержания КРС и других хозяйств, содержащих другие виды животных, которые основаны на устаревших не работающих советских рекомендациях. Эти расстояния нужно обосновать, посмотреть, есть ли предмет проблемы, есть ли риски именно в такого рода требованиях и такого рода расстояниях и сможет ли работать отрасль в этих условиях. Естественно, такие требования, скорее всего не учитывают уже сложившуюся практику ведения хозяйства и застройку. Поэтому очень важно провести экспертизу проекта на реализуемость той или иной нормы. В ином случае, реализация правил приведет к закрытию предприятий.

Для молочной отрасли правила содержания КРС понятны, и они могут основываться на имеющемся опыте. Для мясной отрасли такого опыта практически не было, так как мясное скотоводство в России прежде фактически не велось, а основная масса КРС была молочного направления. Еще несколько лет назад 98% КРС составлял скот молочного направления, то есть мясного скота было не более 2%. Такая структура для мясного бизнеса неприемлема. В странах мира с развитым скотоводством, даже там, где много скот молочного направления, отношение молочного скота к мясному скоту составляет 1:1.

Содержание КРС мясного направления существенно отличается от содержания КРС на молочном предприятии. Это другой вид хозяйствования - свободновыгульный выпас на пастбищах телят, не требуется зданий для скота, откорм молодняка на убой осуществляется в фидлотах или на пастбищах, находящихся под открытым небом, иные ветеринарные и гигиенические условия. Соответственно требования к технологии содержания скота и правила содержания скота в мясном и молочном скотоводстве должны быть разные.

Из-за отсутствия большого опыта содержания КРС мясного направления, существует проблема в подготовке ветеринарных правил для такого вида сельхоздеятельности. Эти правила должны быть направлены на обеспечение эпизоотического благополучия, предотвращение риска возникновения и распространения заболеваний животных.

В настоящий момент в проекте правил содержится ряд таких требований, которые избыточны по своему содержанию и их реализация не приведет к достижению поставленной цели. Более того, зачастую такие правила содержат возможность субъективного толкования со стороны проверяющих органов, что может привести к необоснованным административным претензиям и штрафам.

Например, согласно проекту правил, каждое предприятие должно быть огорожено забором высотой не менее 1.8 метра,  а также вдоль границы территории Предприятия, а также между отдельными зданиями должны быть созданы зеленые зоны из древесно-кустарниковых насаждений. Такие требования, не относящиеся по своей сути к ветеринарии, мы считаем, нужно исключать. Такого рода требования, если они действительно необходимы, как например, для предприятий закрытого типа, излагаются в форме принципа. То есть любой способ ограждения должен гарантировать отсутствие возможности доступа на территорию предприятия посторонних лиц или диких животных. Как изготовитель и владелец этого предприятия будет обустраивать ограждение, каким способом, методом – это его задачи. И, соответственно, для бизнеса важно, что при контрольно-надзорных мероприятиях пришли не мерить забор, а удостовериться в выполнении принципа. Главное, чтобы предприниматель понимал, что он должен исключить возможность именно доступа посторонних лиц и бродячих животных. И это он и должен будет выполнить и доказать при проверке.

С другой стороны, когда мы говорим о предприятиях, где осуществляется выпас на пастбищах, то о закрытом типе ведения хозяйства не может быть речи. Да, поле может быть огорожено, чтобы животные не разбредались, но, в любом случае, туда может залететь птица или попасть любое небольшое животное.

В последнее время с Минсельхозом России налажен эффективный рабочий диалог. Насколько мне известно, Минсельхоз весьма заинтересован в обратной связи. Очень важно, чтобы проект правил посмотрел бизнес до момента, когда они будут приняты. Мы ждем комментарии представителей бизнеса. Проект разослан участникам рынка и отраслевым союзам. В целом, думаю, что мы с Минсельхозом обязательно найдем консенсус по проекту правил содержания КРС.

Необходимо отметить, что у Минсельхоза сейчас очень много работы, разрабатываются десятки новых документов и актуализируются старые. Я бы разделил их на несколько блоков. Это документы, связанные с электронной ветсертификацией, документы, связанные с содержанием основных видов животных. Это блок документов, связанных с надзором и контролем,  мониторингами, обеспечением безопасности, эпизоотическим благополучием, регионализацией и так далее, что должно создать общие условия для повышения эпизоотического благополучия в стране. И еще целый пакет документов – правила борьбы с болезнями животных. Их тоже много. Поэтому работы очень много, и я не могу не похвалить Минсельхоз. Они работают в авральном режиме, у них поставлены очень жесткие сроки. И нам пока удается в диалоге найти какой-то приемлемый вариант документов. Я уверен, что без участия отрасли такого рода документы написать невозможно. Поэтому надо обратить внимание участников рынка, чтобы они активнее участвовали в оценке проектов разрабатываемых документов.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью