05.09.2014

Комментарий эксперта

Тарас Кожанов, директор ООО «Лукоз Саба»
Тарас Кожанов, директор ООО «Лукоз Саба»:
Чтобы оценить #ДорогуМолоку, для начала стоит определить цель и потом понять достигнута она или нет.      
 
Я не помню, как официально сформулирована цель автопробега, но я бы определил ее как знакомство, объединение и выработка общей позиции. Что касается знакомства и поднятие боевого духа, мне кажется задача решена в полной степени. Чем больше, каждый проникается проблемами других участников цепочки, тем лучше. Я с большим удовольствием смотрю на фермы, на людей – для меня это безмерно интересно. Конечно в толпе из 100 человек вряд ли что можно понять дельное, но что-то почувствовать о том какая это ферма можно. И это круто.
 
Мое ощущение, что зарабатывает в сельском хозяйстве только те, кто находится вокруг хозяйства: поставщики, консультанты, строители. С каждой новой нашей встречей мое ощущение превращается в уверенность. Немногие «колхозники» приехали в автопробег и держаться они довольно обособленно, почти мрачно. Все еще не получает вытаскивать большое количество «колхозников». Можно говорить, что большинство отрасли пассивно, а можно, что просто цели и практическая выгода таких объединений им не ясна, а значит они не видят смысла тратить на это время.
 
Я вижу в этом проблему и угрозу. Особенно, когда кто-то говорит, что представляет интересы отрасли, производя при этом менее 2% молока в России. Может сложится ситуация, при которой будут защищаться интересы крупных производителей молока и крупных переработчиков. В конце концов больше получает тот, кто громче просит?
 
Я не против, но стоит об этом тогда так и говорить – мы защищаем свои интересы, а не отрасли. Более того, я даже склонен считать, что рост возможен только через крупные, новые хозяйства. Хотя признаться, бы считал, что лучшим развитием молочной отрасли в России было бы завести в страну еще два десятка Штефанов Дюрр(ов?), руководителя #ЭкоНива. Штефан, пожалуй, самое яркое впечатление автопробега.
 
Немного стоит заметить и о самих людях в отрасли. Случайных очень мало, все почти все фанатики. Знаете, за что поднимаем тосты? Что несмотря на то, что денег нет, мы делаем правильное дело. Это полный капец, с точки зрения капиталиста. Но я и сам так считаю, мы делаем, нечто правильное. Даем работу на селе, используем энергию солнца, кормим людей. И у нас по-прежнему ни черта не получается с экономикой, потому что без субсидий сельское хозяйство – это похороненные вложения. Говорить о возврате инвестиций без поддержки не приходится.
 
Если следить за тенденцией последних 5-6 лет мы все больше сближаемся и объединяемся, все меньше конфликт между производителям и переработчиками, все больше понимаем, что основная проблема – это конкурентоспособность российских молочных продуктов на международном рынке. Ниже получается себестоимость – мы молодцы, дороже –мы уже не нужны.  В этом отношении задача автопробега мне тоже кажется выполненной.
 
Гораздо сложнее с общей позицией. Сейчас, позвольте мне такую аналогию, мы напоминаем паркетчиков, которые начинают класть паркет с четырех концов. Позиция каждого кажется довольно логичной, но объединить подходы не удается. Даже, если выступление не вызывает открытых возражений, в кулуарах даются весьма нелестные оценки друг другу. Я не представлю, как нас, таких всех убежденных в своих высоких умственных способностях и правоте терпит Михаил.
 
 
Еще об ощущения от автопробега – первый день меня не покидало ощущение, что я попал в постановку гоголевского «Ревизора», в главную роль. Что меня принимают за ревизора, хотя я им не являюсь. Все активно хотели мне понравиться, произвести впечатление, как будто ожидая от меня в замен некоторого «добра» в ответ. Так готовятся перед приездом большого начальства, которое решает дать денег или нет. Все румяные, в чистой одежде и абсолютно счастливы. Проблем нет, все работа отодвинута на второй план, чтобы понравиться мне. Хотелось кричать: «Ребята! Я не тот, за кого вы меня принимаете! Я ничего не могу вам дать, не надо так стараться!». Ужасные ощущения.
 
Ко второму дню я привык, мне стало нравиться – я активно махал в ответ и радовался, ждал, чем удивит меня новый район, где вкуснее будет кофе-брейк. Где-то внутри мне за это стыдно. К четвертому дню я умотался так, что мне было уже все равно куда меня везут и зачем. Темп автопробега для меня слишком высок – либо надо больше отдыхать, либо трех дней вполне достаточно. В последний день даже не на все фермы ходил – в основном спал в машине.
 
Я понимаю, что трудно впихнуть невпихуемое в любое количество дней. Я бы сказал, что #DairyNews максимально справилось с неразрешимой задачей – объединив и культурную программу, и посещения ферм и заводов, и совещания с властями высокого уровня, и дать время выступить спонсорам. Количество бардака среди 40 машин было сведено к минимуму.
 
Зачем я езжу в автопробег? Напомнить, что молочное животноводство, это не только коровы, но и козы. И чтобы государство помогало нам, также, как и коровам. Я прошу включить в итоговую петицию пункты:
1.       Включить молочное козоводство в молочное скотоводство. Сейчас молочные козы – это нетрадиционное скотоводство, вместе с северными оленями, а значит не может претендовать ни на 15 летние кредиты, ни на поддержку на литр товарного молока.
2.       Уровнять отчисления с фонда заработной платы для коз и коров. Сегодня я плачу практически вдвое больше отчислений в соцстрах, чем те, кто работает с КРС.
Поеду ли я в следующий пробег? Конечно, да.

Специально для The DairyNews
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью