14.09.2016

Комментарий эксперта

Андрей Зотов, представитель AMG Pastoral Ltd в РФ, консультант ООО "ВИТ Консалтинг" (г. Москва)
Андрей Зотов, представитель AMG Pastoral Ltd в РФ, консультант ООО "ВИТ Консалтинг" (г. Москва):
DN: Как Вы оцениваете подготовленную программу?
- В контексте формализации коммерческого допуска игроков на рынок идентификации животных, поставки генетики и распределения субсидий, данная программа - вполне адекватная деятельность.

DN: Какие недочеты и плюсы Вы можете отметить?
- К возможным плюсам, согласно документу, относится улучшение регламента племенного учёта и за счёт этого будущее увеличение производства молока путём увеличения продуктивности коров. Выпуск качественной племенной продукции может быть, но не при такой продуктивности, такой продукции будет немного. Поголовье дойных коров при этом сожмётся до 5 млн. голов. Выгодополучатели перечисчлены на рис. 1, стр. 3. Как это оценивать? Просто ещё одна дополнительная финансовая нагрузка на бизнес, которая не прибавит ему преимущества в глобальной конкуренции стоимости операционных издержек.

С позиции разработчиков недочётов тут нет, всё логично. Со стороны экономики здесь один сплошной недочёт, а именно в постановке целей до 2025 года в достижении надоя в среднем по стране 8 тыс. кг.

Вопрос генетики - не такой уж простой и вовсе не случайный. Генетика по умолчанию определяет технологический уклад отрасли, а, следовательно, все товарно-денежные потоки в настоящем и будущем. Общеизвестна закономерность: чем выше будет продуктивность, тем выше будут издержки бизнеса и короче продуктивное использование животного. Центр накопления капитала в такой парадигме производства находится вне российской юрисдикции. Программа предполагает целевую продуктивность 8 тыс. кг. Такой корове нужно купить за валюту семена гибридов кукурузы, которая будет вызревать на Северо-Западе, а к семенам средства защиты растений, половина рациона такой коровы будет состоять из зерна и импортного соевого шрота, который мы заберём у нашей флагманской отрасли птицеводства, вет. препараты, средства защиты растений, витамины, гепатопротекторы в общем скажу проще: все без исключения компоненты бизнеса рекламу которых вы найдёте на этом сайте нужно купить за валюту. Низкий рубль при такой технологической зависимости не заработает. На мой взгляд, исходя из моего личного профессионального опыта в отрасли с 1997 года, программа даёт ложные установки, конфликтующие с целями которые ставит МСХ. Ни ремонта стада, ни увеличения производства молока экономика от увеличения продуктивности животных не получит, а вот дотаций потребуется больше. На каком основании делается заключение о не эффективности и низком качестве аборигенной российской генетики. Генетика эта уникальна, 100 лет назад она создавала валютной выручки больше чем добыча золота. Российский бизнес работал на экспортных рынках серьёзно и по-крупному, дотаций у царя не просил, далеко позади по объёмам производства были и Австралия, и Новая Зеландия вместе взятые. Цена на сибирское масло была самой низкой в мире.

Аборигенная генетика России затачивалась под экспортные задачи и 8 тыс. кг это приговор для российских пород. Отечественная генетика на 90% уже потеряна. Практически все стада молочных коров отечественных пород голштинизированы; найти ярославку в чистоте достаточно проблематично. Если отечественная генетика будет потеряна, то когда придёт время, отрасль уже не сможет воспроизвести традиционный экспортный технологический уклад в данной климатической зоне без закупки подходящих животных за рубежом.

DN: Какова на Ваш взгляд должна быть цель подобной программы?
- Цель уже обозначена, но адекватного осмысления пути достижения ещё нет. Министр сельского хозяйства чётко формулирует задачу – увеличить экспортный потенциал отрасли сельского хозяйства, зарабатывать валюту для экономики экспортом сельхозпродукции взамен экспорта энергоносителей. Тренд чёткий и понятный. Бизнес себе таких целей никогда не ставил, что видно и по обсуждаемому документу. У бизнеса вся надежда только на дотации и субсидии.

Судя по диаграмме на стр. 6 в документе, красный крестик, стоит на рентабельной модели ориентированной на производство дешёвого молока без дотаций конкурентного на внешних рынках, а зелёная галочка на «высоко продуктивной интенсивной модели», которую и предлагается выбрать регулятору как модель развития до 2025 года. Рентабельность производства молока и высокая продуктивность коров скорее антиподы, чем синонимы.

В обсуждениях программы и по тексту документа есть ссылки на Новую Зеландию. Каждый в силу своего опыта пусть задаст себе вопрос и подумает над ответом. Новая Зеландия с поголовьем 4,5 млн. дойного стада размещённых на 1.5 млн. га пастбищ контролирует 35% мировой торговли биржевыми молочными продуктами. Цена молока в РФ зависит от цен на бирже "Фонтерра". Продуктивность коров 3500-4000 кг. Со следующими показателями: жир 5,5%, белок 4,%. Израиль же в свою очередь - рекордсмен № 1 по удоям, но продавать молоко на внешние рынки не может, потому что его производство неоправданно дорого, а далее по списку рекордсменов удоя следуют Канада, Франция, США, чью генетику мы и покупаем. Лидеры по надоям так же являются лидерами по стоимости производства и лидерами по субсидиям.


Особенно странно видеть в числе разработчиков обсуждаемого документа уважаемый институт экономики, который на полном серьёзе рассчитывает экономический эффект от увеличения надоя. Пусть учёные задумаются над следующим фактом. Почему страна, в которой выпадает 3000 мм осадков, где можно получать 800 ц/га силоса ещё не купила себе коров (семени, эмбрионов, быков) с продуктивностью хотя бы 10 000 кг, а доит свои скромные 4000 кг как 100 лет назад? При этом выход молока с 1 га пастбищ составляет до 16 тон/га, что в 4 раза выше, чем при использовании высоко удойной интенсивной генетики. Кто при этом интенсивный, а кто экстенсивный? В мире есть на самом деле две модели производства молока прибыльная и убыточная, а не экстенсивная и интенсивная, но это тема отдельной публикации.

На сегодняшний день можно сказать, что постановка цели и пути её достижения конфликтуют. То на что нацеливается отрасль программой «Союмолоко» и задачи которые ставит Министр несовместимы как это видно из диаграммы распределения стоимости производства молока в мире.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью