13.11.2017

Комментарий эксперта

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка
Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка:

На Всемирном молочном саммите в Белфасте озвучили данные по потреблению, согласно которым в 2016 году впервые за много лет в мире снизилось потребление молочной продукции -  почти на 3 млн. тонн. Потребление уменьшилось со 111,5 до 111,1 кг на душу населения. Крупные ТНК и кооперативы высказывают озабоченность в связи с этим. Лидеры рынка меняют стратегии в соответствии с изменениями потребительских предпочтений. Молодой потребитель в возрасте до 36 лет воспринимает молочную продукцию иначе. Мифы, касающиеся молока и молочной продукции зачастую глобальны и тренд падения потребления глобален. Многие молочные компании сегодня уверены, что рынок должен предпринимать действия для убеждения молодого поколения потреблять молочные продукции. В России этот тренд к сожалению, усугублен рядом факторов. В частности, нездоровым отношением к молочному рынку ряда государственных служб, к примеру Россельхознадзора, создающего «Список честных» и все остальные для них – не честные. Второй фактор – нездоровые инициативы, которые вносят сумятицу на рынок, а потребителя вводят в непонимание и недоверие. В результате потребитель идет в магазин и заменяет молоко на индейку, где тоже есть белок и жир.

В России был рост производства сыров и сырных продуктов в последние пару лет. Сырные продукты растут большими темпами. На мой взгляд, понятие «сырный продукт» дискредитирует понятие «молочный продукт».  Также как молокосодержащий продукт, молокорастительный и так далее. Нижний ценовой сегмент сегодня переполнен и потребитель опасается потреблять молочную продукцию, стремясь покупать более качественную и дорогую продукцию.

На сегодняшний день молокопроизводители в первую очередь должны заботиться о качестве выпускаемой молочной продукции для конечного потребителя. Рынок слишком низко опустил цены на молочную продукцию. Слова о том, что нужно накормить население – это миф, потому что население сыто.

Сможем ли мы продать на экспорт то, что производим? Я сомневаюсь. В первую очередь нужно обеспечить внутренний рынок качественными продуктами.

За последние несколько лет производство цельномолочной продукции не изменилось, а категория сыров и сырных продуктов выросла. Сыр и масло – молокоемкие продукты, которые формируют спрос на сырое молоко. Стимулирование потребления данных категорий даст значительно более высокий результат.

По поводу господдержки стимулирования потребления молока – моя позиция заключается в том, что необходимо заканчивать с иждивенческой позицией. Любое наше пожелание о господдержке заканчивается невозможностью государства изыскать необходимые средства. Союзмолоко реализует программу «Три молочных продукта в день» вместе с Данон, - отлично. Давайте думать дальше. Во всем мире потребление стимулирует рынок.

Россия является дефицитной страной, имея дефицит в пять млн. тонн молока. Говоря об экспорте мороженого, стоит вспомнить, что мы завозим сухое молоко, делаем из него мороженое и экспортируем его. Говоря об экспорте, необходимо четко понимать, какую продукцию мы собираемся экспортировать. Сегодня импортозамещение осуществляется не столько за счет роста производства, сколько за счет падения потребления. Основной продукт, который мы можем экспортировать – это сырные продукты, основной рынок сбыта для нас – бывшие страны Советского союза.

Если говорить стратегически, Россия имеет самый большой потенциал для экспорта, но для этого необходимо снизить цены на сырое молоко. Однозначно можно сказать: то, что мы пьем – экспортировать нельзя

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью