28.04.2015

Комментарий эксперта

Максим Поляков, генеральный директор компании "Фудлэнд"
Максим Поляков, генеральный директор компании "Фудлэнд":
Я расцениваю возможность импорта так называемых «безлактозных» сыров как лазейку в соответствующем нормативном документе, который регламентирует ввоз безлактозной молочной продукции. Любому профессионалу хорошо известно, что в процессе производства большей части сыров вся лактоза остается в жидкой сыворотке. Поэтому, если следовать этой логике, все сыры должны быть разрешены к ввозу в РФ. Однако, я сомневаюсь, что наши чиновники так думают. 

Поставщикам «безлактозных» сыров при ввозе нужно обеспечить соответствующую документацию на продукцию, изменить маркировку и получить результаты исследований об отсутствии лактозы при таможенной очистке, хотя по составу это будет точно такой же продукт, что поставляли и до эмбарго. 

Комментарии по поводу этой ошибки звучали еще в прошлом году, однако власти не предали этому значения. В результате импорт сыров под видом безлактозной продукции только набирает обороты. 

На мой взгляд, потребитель немного получает от этой возможности, это скорее выгодно различным органам по сертификации и лабораториям, выдающим за деньги соответствующие заключения. Товар долгое время томится на таможенным терминалах, а оплачивает все эти затраты потребитель. Помимо этого, с моей точки зрения, вся эта ситуация не способствует развитию конкуренции, так как не все страны из списка попавших под эмбарго выдают необходимые документы на экспорт.

Ввоз любых сыров под маской безлактозных еще больше разбалансирует рынок, который до сих пор не нашел равновесие после ввода санкций.  Ввоз безлактозных сыров постепенно откроет дорогу массовым, так называемым, желтым сырам типа Эдама и Гауды, которые мы и наши коллеги по таможенному союзу можем производить и сами. В таких условиях говорить о каком-то импортозамещении будет просто лишено смысла, особенно ввиду того, что в России начинается сезон молока, и российские переработчики молока будут вынуждены искать дополнительные возможности по сбыту. 

Компромиссом для всех было бы разрешить к ввозу особые сыры типа сыров с плесенью, козьих сыров. Все равно такие сыры в России практически не производятся и еще долго не будут производиться.

Вообще вся эта ситуация лишний раз демонстрирует, что в России не существует системного подхода к ввозу молочной продукции. Наши западные партнеры, к примеру, в большинстве своем ограничивают импорт путем квотирования по различным видам молочной продукции, в результате их производители получают возможность более четко планировать свое производство и сбыт, а потребители – доступ к различным продуктам. В России же никаких ограничений нет, можно ввозить сколько захочется, даже если рынок в результате рухнет, и все понесут убытки. Российские производители не раз оказывались в такой ситуации, а это сдерживало и инвестиции в производство, и рост, и желание заниматься этим нелегким бизнесом в России. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью