01.04.2016
Источник: The DairyNews
Регион: Россия

Общие положения.


Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) является одним из элементов реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.
Стратегия разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26 июня 2015 года Пр-1259.

В Стратегии обозначен ряд проблем, способствующих производству и обращению на рынке пищевой продукции ненадлежащего качества, и определены пути (направления) их решения.

Потребительский рынок пищевой продукции представляет собой важнейшую часть современной экономики Российской Федерации.

В последние годы система нормативно-правового регулирования требований к пищевой продукции была связана с унификацией национальных норм безопасности пищевой продукции с международными стандартами и выполнением обязательств Российской Федерации как члена Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза.

Однако несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции.

Неоптимальная структура питания при потреблении пищевой продукции с низкими потребительскими характеристиками является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счёт необоснованно высокой калорийности пищевой продукции, сниженной пищевой ценности, избыточного потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов и пищевых волокон.

Данную ситуацию усугубляет несанкционированное использование в процессе сельскохозяйственного производства ветеринарных лекарственных препаратов, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, что приводит к загрязнению пищи и к негативным последствиям для здоровья человека (появление возбудителей с новыми свойствами, повышение тяжести инфекций, антибиотико-резистентность, аллергизация населения). Это влечет за собой снижение продолжительности жизни, увеличение затрат на здравоохранение, рост потребности в дорогостоящей высокотехнологической медицинской помощи.

Значимым является отсутствие единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции на протяжении всех процессов производства и обращения пищевой продукции, позволяющей определить происхождение пищевой продукции, отследить использование ветеринарных лекарственных препаратов, и средств защиты растений, идентифицировать ответственные организации за каждый этап в цепи ее производства и обращения.

Препятствием к повышению эффективности контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям является также недостаточность необходимых методов определения показателей качества.

Проблемой обеспечения качества пищевой продукции является также практически полное отсутствие в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и других).

Требуют совершенствования существующая система методов контроля как самих пищевых добавок, так и пищевых добавок в составе пищевой продукции. В настоящее время разработанные методы контроля охватывают более половины пищевых добавок, на которые установлены регламенты их применения (консерванты, антиокислители, пищевые красители, синтетические подсластители и другие). Однако, эти методы требуют доработки по расширению перечня исследуемых продуктов, увеличению диапазонов определения для целей их использования при выявлении фальсификации пищевой продукции. Это относится к групповым методам определения и к методам определения индивидуальных пищевых добавок.

Стратегия направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих необходимость совершенствования и развития продовольственного рынка страны, по актуализации законодательной и нормативной базы, созданию механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции, отвечающей современным требованиям, и обеспечению информированности населения о качестве пищевых продуктов.

В Стратегии используются следующие понятия:

качество пищевой продукции - совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека;
безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции; свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения;
энергетическая и пищевая ценность продукции - показатели, характеризующие наличие и количественное содержание в продукте пищевых и минорных биологически активных веществ, определяющих его биологическую, физиологическую и энергетическую ценность и усвояемость;
потребительские свойства пищевой продукции:
- физико-химические показатели – нормируемые физико-химические характеристики конкретных видов пищевой продукции;
- органолептические показатели – характеристики, определяемые с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной и слуховой сенсорных систем и соматосенсорной системы;
- микробиологические показатели - содержание пробиотических и/или технологических микроорганизмов в декларированных количествах;
- аутентичность - совокупность физико-химических и микробиологических показателей, их абсолютные количественные значения и интервалы, а также их изменения, обусловленные природными свойствами сырья и допустимым технологическим воздействием при получении готовой продукции, которые позволяют идентифицировать пищевой продукт.

Скачать полный текст документа


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.02.2017

Импортозамещение кончилось?

На днях Минсельхоз РФ опубликовал проект изменений в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», согласно которому молоко будет исключено из приоритетных направлений импортозамещения. Означает ли это снижение господдержки? Насколько российским молочникам удалось добиться импортозамещения? На эти и другие вопросы отвечают участники рынка и эксперты, опрошенные The DairyNews.
Вердовский молочный завод, ООО ТПК
Адрес:  Рязанская обл., Сараевский район, рабочий пос. Сараи, ул. Чкалова, д. 46
Сыродел, ЗАО
Адрес:  Тамбовская обл., Бондарский район, с. Бондари, ул. Набережная, д. 16 кв. 1
Шуйский деликатес, ФХ ООО
Адрес:  Ивановская обл., г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 58
Урейский, СППК
Адрес:  Мордовия респ., Ельниковский район, с. Ельники, ул. Строителей, д. 21