16.08.2012
Источник: ИА DairyNews
Регион: Россия
Резолюция по итогам Автопробега «Дорогу молоку!»
В период с 6 по 9 августа 2012 года состоялась уникальная для российского аграрного рынка акция - Автопробег «Дорогу молоку!».

Перед участниками Автопробега стояли следующие задачи:

консолидация участников отрасли, совместное посещение различных регионов страны, осмотр молочно-товарных ферм и комплексов с разным поголовьем и различной культурой производства, обмен опытом;
привлечение внимания региональных и федеральных органов власти к основным вопросам, которые стоят на повестке дня молочной отрасли;
популяризация молока и молочных продуктов.

В мероприятии приняли в общей сложности участие представители около 70-ти компаний - производителей и переработчиков молока, поставщиков технологических решений представителей региональных органов власти из 12 регионов - Белгородской, Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Псковской, Новгородской, Самарской, Тверской, Ярославской областей, Республики Калмыкия.

Участники автопробега проехали почти 1500 километров, посетив 4 региона Российской Федерации - Ярославскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области, посетили 8 хозяйств и приняли участие в 3 региональных совещаниях:

В Ярославской области с участием директора Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Валентина Филиппова.
В Новгородской области с участием заместителя председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Галины Ризенко.
В Ленинградской области с участием и.о. председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Александра Варенова.

Участники автопробега посетили:

СХК «Красный маяк», Ярославская область;
ОАО СХП «Вощажниково», Ярославская область;
ОАО «Агрофирма «Россия», Ярославская область;
ООО «Скопа», Тверская область;
СПК «Русь», Новгородская область;
СПК «Россия», Новгородская область;
ЗАО «Агротехника», Ленинградская область;
ООО «Галактика», Ленинградская область.

По итогам Автопробега участники выработали совместную позицию, которую доводят до сведения участников отрасли, общественности и государственной власти:
Ситуация в молочной отрасли Российской Федерации остается сложной. Молочное животноводство, будучи самым долгоокупаемым бизнесом аграрного сектора является одновременно одной из самых ресурсоемких и проблемных отраслей сельского хозяйства. Все участники молочного рынка в различных регионах России испытывают схожие проблемы:

Не смотря на то, что официальная статистика свидетельствует о ежегодном росте поголовья, надоев, эффективности молочного производства, в действительности в большинстве сельскохозяйственных животноводческих предприятиях наблюдается стагнация, а в ряде случаев и снижение указанных показателей. В частности, данные о соотношении поголовья и надоев в сельхозпредприятиях и ЛПХ, как правило, не соответствуют действительности. По статистике, коров в хозяйствах населения в стране больше, чем в сельскохозяйственных предприятиях. Однако участники автопробега убедились, что в посещенных регионах это не так (за исключением Ленинградской области, где поголовье коров в хозяйствах населения составляет около 10%, и Ярославской, где этот показатель составляет 15%).

Производители молока испытывают сложности с получением достоверной оперативной статистической информации о ценовой конъюнктуре на молочном рынке. Официальная статистика с января 2012 года показывает ежемесячный рост цен на сырое молоко, однако участники рынка единогласно заявляют о значительном падении закупочных цен на молоко. Во многом это связано с отсутствием единого стандарта при анализе закупочных цен на молоко и методологии сбора статистической информации.

Несистемность господдержки. Нехватка проверенных данных, отражающих реальное положение вещей в молочной отрасли, приводят к отсутствию системности при оказании государственной поддержки молочной отрасли в различных регионах. Ряд регионов обращают внимание на то, что поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется преимущественно из небогатых региональных бюджетов. Так, например, в Новгородской области поддержка не превышает 60 копеек на литр сданного молока.

Отсутствие кадров на селе. Остро ощущается дефицит ветеринарных, инженерных, агро- и зоотехнических и других специалистов на селе. Старые кадры зачастую неспособны принять и приспособиться к изменениям в технологиях, а молодые специалисты, отучившись за государственный счет, не имеют желания ехать на село и работать по специальности по причине низкого престижа сельскохозяйственных профессий и отсутствия социальной инфрастурктуры. Мало того, участники автопробега в ряде случаев могут констатировать отсутствие и самих сел. Так, на территории Тверской области, практически на всем пути следования попадались заброшенные деревни, разрушенные храмы и коровники, заросшие поля. Молочные комплексы зачастую вынуждены за свой счет строить и содержать жильё, детские дошкольные и образовательные учреждения, фельдшерские пункты и подстанции скорой помощи для привлечения необходимых специалистов. Полное отсутствие инфраструктуры и незаинтересованность местных властей в развитии территорий являются мощным препятствием в формировании не только кадрового, но и людского потенциала.

Системные инфраструктурные сложности. Участники автопробега в ряде случаев констатировали отсутствие молочной инфраструктуры и незаинтересованность местных властей в развитии территорий Животноводческие хозяйства Ярославской, Тверской и Новгородской областей испытывают проблемы от отсутствия нормальных коммуникаций: наблюдаются перебои с водой, ежедневные отключения электроэнергии, отсутствие качественных межпоселковых и подъездных дорог, недостаточность телекоммуникаций. Решение этих проблем требует дополнительных инвестиций. При этом стоит отметить, что все хозяйства по пути Автопробега провели переоборудование, используют передовые технологии содержания животных.

Слабая государственная поддержка технического перевооружения.

Большинство животноводческих хозяйств не получают должной компенсации от властей за инвестиции в развитие новых технологий, позволяющих производить молоко лучшего качества в больших объемах. В результате внедрения инноваций в плюсе остаются компании-поставщики оборудования, банки и т.п., а производитель молока остается «последним звеном в цепочке», отдавая долги и выплачивая проценты.

Высокие процентные ставки по кредитам. Существующая система кредитования отечественных сельхозпредприятий ставит их в совершенно неконкурентые условия по сравнению с иностранными производителями молока. Это особенно критично в условиях вступления России в ВТО. Слишком высокие проценты и слишком короткий период кредитования при большом сроке окупаемости бизнеса не способствуют развитию молочного животноводства.

Слабая поддержка на местном уровне. Ряд хозяйств испытывают затруднения в работе с местными администрациями, такие, как, например, невозможность выкупа земли для обеспечения себя кормовой базой и развития. При этом стоит отметить, что данные хозяйства зачастую остаются единственными производителями молока в своих районах.

Неурегулированные земельные отношения. Существует проблема неурегулированных земельных отношений, в том числе нецелевого использования или отсутствие использования собственником земель сельхозназначения и нерешенные вопросы перевода земель из федеральной в муниципальную собственность.

Засилие фальсификата на молочном рынке. Высокий уровень фальсифицирования молочных продуктов, повсеместное использование растительных жиров и других ингредиентов, направленных на снижение себестоимости конечной молочной продукции способствуют снижению спроса на сырое молоко, а также формируют у потребителей привычку к некачественным продуктам.
 
В свете изложенного участники Автопробега «Дорогу молоку!» предлагают комплекс мер, имеющих принципиальное значение для поддержки и развития молочного рынка России в краткосрочной и долгосрочной перспективах:

Пересмотр статистической информации

На сегодняшний день официальная статистика не позволяет ни руководству страны, ни участникам молочного рынка сформировать объективное представление о состоянии молочной отрасли. Официальные данные используются при формировании стратегии государственной поддержки отрасли, разработке стратегии продовольственной безопасности, планах развития экономики и других стратегических документах. Эти же данные используют инвесторы при планировании вложений в производство и переработку молока. Однако все участники отрасли осознают, что официальные данные не соответствуют действительности, что приводит к возникновению системных проблем в молочной отрасли.

Для того, чтобы четко понимать, в какой объективной ситуации находится молочная отрасль России, министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Росстат должны планировать стратегию развития отрасли, исходя из существующих реалий. В 2014 году ожидается всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая должна
 
пройти под пристальным контролем Министерства сельского хозяйства и участников молочного бизнеса для того, чтобы руководство страны могло получить данные для эффективного анализа ситуации.

Поддержка кооперации молочных производителей

На сегодняшний день структура молочного рынка России такова, что производство и переработка молока, как правило, разделены и нередко испытывают противоречия. Опыт стран-лидеров молочной отрасли демонстрирует успех кооперативной структуры молочного рынка, в которой производство и переработка молока объединены в одну организацию и преследуют общие цели. Участники рынка предлагают сформировать систему поддержки кооперативов производителей молока:

льготная система кредитования кооперативов: предоставление кредитов на длительные (20-30 лет) сроки и по ставкам ниже ставки рефинансирования;
введение упрощенной системы кредитования кооперативов производителей молока, предоставление государственных гарантий в обеспечение обязательств кооперативов;
государственная поддержка строительства кооперативами перерабатывающих предприятий, особенно мощностей по производству масла, сыра и сухого молока.
Стимулирование государством создания сельской кооперации, что позволит начать реализацию системных мер, направленных на вывод из депрессии российского села
Развитие сельского кооперативного движения может предложить сельскому населению возможность самостоятельной занятости.
необходимо создавать кредитные кооперативы, которые бы финансировались участниками кооператива и финансировали бы свое развитие, а именно создание сбытовой сети, новых направлений бизнеса, что позволит кооператорам быть более предпринимателями, чем просто сельчанами.
на развитие такого рода бизнеса необходимы деньги и государство должно финансировать такие проекты - это социальный проект для государства, который бы обеспечивал занятость на селе.

Пересмотр системы финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей
Вместо существующей системы субсидирования процентной ставки, направленной, по сути, на поддержку банковской системы, создать на основе уже имеющихся государственных финансовых институтов благоприятные для отрасли условия кредитования, а именно:

Расширить залоговую базу для получения кредитов на ведение сельскохозяйственной деятельности и систему залоговых коэффициентов от 0,8 до 0,9;
Повсеместно внедрить практику предоставления государственных гарантий субъектами федерации;
Установить не более 10-15% собственного участия;
Снизить процентную ставку по кредитам для сельхозпредприятий и привести ее к общемировым показателям 1-3%;
Увеличить сроки кредитов для производителей молока до 20 - 30 лет.
Поддержка производства и сбыта молочной продукции
 
С учетом снижения уровня потребления молока и молочных продуктов, предстоящего вступления России в ВТО, а также усиливающуюся конкуренцию на рынке готовой молочной продукции в России со стороны белорусских предприятий целесообразно разработать и реализовать комплекс мер по государственной поддержке производства молочной продукции.
В целях обеспечения здоровья и благополучия нации считаем необходимым запустить общероссийскую программу по стимуляции потребления молока и молочных продуктов, содержащую как государственный заказ на молочные продукты (например, успешно реализованные в некоторых регионах проекты «Школьное молоко»), так и просветительско-пропагандистскую деятельность, направленную на информирование населения о пользе молочных продуктов и необходимости увеличения их доли в рационе, как это было сделано, например, в отношении рыбы и рыбных продуктов.

Борьба с фальсификатом

В целях защиты добросовестных производителей молочной продукции от недобросовестной конкуренции главным образом связанной с некорректным использованием и недобросовестным декларированием тропических масел в составе молочной продукции необходимо усилить контроль норм технического регулирования молочной отрасли со стороны всех контролирующих органов и ужесточить ответственность участников рынка за их нарушения.

Автопробег организован Информационным агентством DairyNews при спонсорской поддержке компании DeLaval, торговой марки «Домик в деревне», Национального кооператива производителей молока, а также выставки Агроферма, компании Валио и интернет-магазина DairyShop.


СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ МОЖНО ЗДЕСЬ
Андрей Трифанов
Переношу в комментарии свои "пять копеек" по поводу резолюции, которые направил на согласование Михаилу. Михаил мне ответил и разъяснил свою позицию. Мое мнение осталось прежним: кооперация не равно объединение участников рынка, что и являлось одной из поставленных задач автопробега. Исходя из спорности самой идеи - это, скорее, повод для конфронтации. Итак, предлагаемые, но не прошедшие редактуру))))) исправления:
"Михаил и другие уважаемые автопробегуны!
Из обозначенных 1 500 км мы с коллегами из Псковской области проехали совсем незначительную часть и могли не уловить сути. Но по первому (и единственному) впечатлению у нас не сложилось ощущения, что мы являемся участниками акции "За кооперативы!". А почему тогда в резолюции нет призыва покупать De Laval? Как чей-то коммерческий проект вообще может быть частью общей резолюции? Автопробег "Дорога молоку!", а дает ли дорогу молоку кооперативное движение - вопрос весьма спорный. Опять же, а почему покупка современного оборудования De Laval дает дорогу молоку меньше, чем кооперативы? Автопробег дал возможность увидеть эффективную работу этого оборудования, но, по крайней мере, в течение последнего дня подтверждения эффективности кооперации я не увидел. Статистика врет - увидел, поддержка слаба - так это аксиома, система кредитования несовершенна - безусловно, земельный вопрос не решен - это, действительно, так. А при чем тут кооперация?
Предложение - полностью исключить пропаганду кооперации, ее поддержки и т.д. и т.п. из резолюции."
Вольный Пахарь
Цитата
А почему тогда в резолюции нет призыва покупать De Laval?
Как чей-то коммерческий проект вообще может быть частью общей резолюции? Автопробег "Дорога молоку!", а дает ли дорогу молоку кооперативное движение - вопрос весьма спорный. Опять же, а почему покупка современного оборудования De Laval дает дорогу молоку меньше, чем кооперативы?[QUOTE]

Поддерживаю Андрея.

Включить покупку обрудования DeLaval в резолюцию.
Включить потребление молока торговой марки "Домик в деревне".
Включить обязательное потребление продуктов "Валио".

Из природной деликатности не буду настаивать на обязательном включении закупок товаров в DairyShop. И так заказываем, без резолюции...

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.09.2018

Не молоко

Минфин предложил ввести на территории ЕАЭС понятия заменителей молока для продукции ранее не имеющей законодательного определения. Как к этому относятся участники рынка – узнавал корреспондент The DairyNews.
Квасевичи, ОАО
Адрес:  Брестская область, Ивацевичский р-н, д. Квасевичи, ул. Коммунистическая, 1 
 
Кривая Гряда, ОАО
Адрес:  Минская обл., Слуцкий р-н, д. Гацук, ул. Административная, 3 
 
Нарочанские зори, ОАО
Адрес:  Беларусь, Минская область, Вилейский район, аг. Нарочь, ул. Октябрьская, д. 4 
 
Агро-Замостье, СХФ
Адрес:  Минская область, Слуцкий р-н, д. Замостье, ул. Октябрьская, 1